«Каждый дом и каждый сад…»
Поэтическое представление по мотивам поэмы А. Твардовского «Дом у дороги» — внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы (5-11 классы)
Бойцова Ксения Владимировна, педагог дополнительного образования,
Батманова Жанна Александровна, педагог-организатор
МАОУ «Ухтинский технический лицей им. Г.В. Рассохина», г. Ухта, Республика Коми
Видеозапись поэтического представления
в МАОУ «УТЛ им. Г.В. Рассохина», г. Ухта
С 2016 года в МАОУ «УТЛ им. Г.В. Рассохина» педагогом-организатором, педагогом дополнительного образования, учащимися, посещающими кружки дополнительного образования художественно-эстетической направленности, успешно реализуется социальный проект «Дарить добро» (рассчитанный на пять лет), направленный на организацию досуга детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих в детских домах и социальных учреждениях), для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения концертов, творческих показов и праздников.
В рамках проекта дети данной категории ежегодно посещают творческие показы участников образцового детского коллектива театральной студии «Ступени» и вокальной студии «Новое поколение» МАОУ «УТЛ им. Г.В. Рассохина», которые посвящены великому празднику — Дню Победы. Так, в 2019 году в преддверии праздника состоялся показ поэтического представления «Каждый дом и каждый сад…» (по мотивам поэмы А. Твардовского «Дом у дороги»).
Проблема формирования разносторонней и полноценной личности, обладающей патриотическими чувствами, посредством искусства сегодня приобрела особое значение. Решение этой проблемы требует разнообразных подходов в образовательной и воспитательной деятельности. Считаю, что с помощью такой сценической формы, как театрализованное представление, насыщенное понятными для восприятия образами, дети смогут проникнуться той идеей, которую мы хотим до них донести, потому как транслировать со сцены ее будут их же сверстники.
Конечно, нынешнее поколение никогда не знало голода, разрухи, ужасов концлагерей и жестокости войны. Но нужно об этом говорить, потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки и пыль дома и горят детские кроватки. Нужно говорить об этом для того, чтобы помнить страшный урок истории, для того, чтобы сохранить планету людей, чтобы детство никогда не называлось войной.
Цель: постановка и показ театрализованного представления, идея которого заключена в простой фразе: «Мы за мир без войны».
Задачи:
1. Пробудить у детей чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу, интерес к его прошлому и настоящему, уважение к подвигу народа в Великой Отечественной войне.
2. Развивать коммуникабельные способности учащихся в совместной творческой деятельности.
3. Выявить и поддержать яркие творческие способности подростков.
4. Обогатить духовный мир участников и зрительской аудитории.
Возраст участников и аудитории зрителей: 11-18 лет (учащиеся с 5 по 11 класс).
Материалы и оборудование:
— сценарий мероприятия;
— музыкальное обеспечение (музыкальная аппаратура, микрофоны, непосредственное музыкальное оформление представления) и мультимедиа-проектор (видеооформление);
— декорации, реквизит и бутафория, костюмы и детали костюмов.
Место проведения: актовый зал, а также площадка у Вечного огня.
В план реализации проекта включены следующие необходимые мероприятия:
Мероприятие | Время исполнения | Ответственный |
Организационное собрание по подготовке и проведению театрализованного представления | 11 марта | Бойцова К.В. Батманова Ж.А. |
Подбор и обработка литературного и исторического материала для создания сценария. Написание сценария. | 11 марта – 31 марта | Бойцова К.В. |
Создание и утверждение сметы проекта | 1 апреля | Бойцова К.В. |
Подбор участников мероприятия. Знакомство со сценарием, распределение ролей, чтение сценария по ролям. | 1 апреля – 8 апреля | Бойцова К.В. Батманова Ж.А. |
Приобретение и изготовление сценических костюмов, реквизита и бутафории | 2 апреля – 1 мая | Бойцова К.В. Батманова Ж.А. |
Разработка дизайна пригласительных билетов, печать, распространение | 15 апреля – 3 мая | Батманова Ж.А. |
Подбор музыки, запись фонограмм | 13 апреля – 30 апреля | Бойцова К.В. Батманова Ж.А. |
Подбор фото- и видеоматериала для создания фильмов для мультимедиа проекции | 13 апреля – 30 апреля | Бойцова К.В. |
Постановочная работа, прогонные репетиции | 13 апреля – 4 мая | Бойцова К.В. Батманова Ж.А. |
Подготовка сцены и закулисного пространства | 5 мая | Бойцова К.В. Батманова Ж.А. |
Инструктаж по вопросам безопасности жизнедеятельности с участниками мероприятия | 5 мая | Бойцова К.В. Батманова Ж.А. |
Генеральная репетиция внеклассного мероприятия | 6 – 7 мая | Бойцова К.В. Батманова Ж.А. |
Проведение театрализованного представления | 8 мая | Бойцова К.В. Батманова Ж.А. |
Анализ проведенного мероприятия | 11 мая | Бойцова К.В. Батманова Ж.А. |
Смета расходов на постановку и проведение поэтического представления «Каждый дом и каждый сад…», посвященного дню Великой Победы:
Наименование | Количество | Цена за ед., руб. | Сумма, руб. |
Запись фонограмм | 10 шт | 1 500 | 15 000 |
Батарейки для микрофонов | 6 шт | 300 | 1 800 |
Ватман А1 | 10 шт | 35 | 350 |
Кисть для рисования | 1 шт | 110 | 110 |
Ткань для пошива элементов костюмов и отделки бутафории | 3 м | 280 | 840 |
Холщовая ткань для отделки декораций | 4 м | 180 | 720 |
Черная краска | 6 шт | 220 | 1 320 |
Всего: 20 140 руб.
Анализ итогов мероприятия
Количественные результаты:
1. Участники мероприятия – 48 человек
2. Зрительская аудитория (в том числе, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без попечения родителей, постоянно проживающие в детских домах и социальных учреждениях, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья) – более 600 человек
3. Продолжительность мероприятия (театрализованного представления) – 45 минут
Качественные результаты:
Цель реализации проекта – проведение данного внеклассного мероприятия. Важно было донести до всех зрителей вне зависимости от возраста идею того, что знать, хранить и чтить память об истории, которую мы наследуем, необходимо и первостепенно. На наш взгляд, посредством использованной формы мероприятия (театрализованное представление), а также материала, наполнившего данную форму, цель была достигнута. Задачи, которые были поставлены нами, как педагогами, также были решены.
Тематика внеклассного мероприятия, безусловно, развивает кругозор участников и зрителей, способствует духовному развитию. Хочется отметить еще тот факт, что благоприятная эмоциональная обстановка и заинтересованность самих участников в полной мере работали на положительный результат.
Образцовый детский коллектив театральная студия «Ступени» завоевал с данной постановкой Гран-при городского театрального смотра-конкурса детских коллективов «По страницам добрых книг».
Видеозапись поэтического представления
в МАОУ «УТЛ им. Г.В. Рассохина», г. Ухта
Литературный сценарий
На сценической площадке в шахматном порядке стоят «ребром» шесть лавок, имитируя сельский частокол. На каждой из лавок висит веночек из летних цветов.
ПРОЛОГ
Фоном негромко звучит вступление песни «Гой ты, Русь моя родная».
Женский голос:
Как жадно в рост идёт трава
Густая на могилах.
Трава – права,
И жизнь жива,
Но я про то хочу сперва,
Про что забыть не в силах.
Пусть всё, что выразится здесь
Да вникнет в душу снова,
Как плач о Родине, как песнь
Её судьбы суровой…
1 ЭПИЗОД
Песня звучит громче. На каждую новую строчку из-за кулис выходят пары – парни с девушками в народных костюмах, у девушек на плечах лежит платок. Каждая из пар встаёт у своего частокола.
Как только все пары появились на сценической площадке, песня затихает и начинает звучать народный мотив (кадриль). Парни надевают веночки на голову девушки. Пары исполняют танцевальную зарисовку, в ходе которой герои взаимодействуют с платком (трансформируется то в девичий платок, то в косу, которой парни косят траву, то полотенце).
Музыка становится тише.
Парень:
В тот самый час воскресным днём,
По праздничному делу,
В саду косил ты под окном
Траву с росою белой.
Девушка:
Трава была травы добрей –
Горошек, клевер дикий,
Густой метёлкою пырей
И листья земляники.
Все парни: Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
Все девушки: Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
С помощью лавок парни имитируют работу с пилой, постройку дома.
Парень:
И палисадник под окном,
Колодец, лук на грядках –
Всё это вместе было дом,
Жильё, уют, порядок.
Парень:
И вправду день из лучших дней,
Когда нам вдруг с чего-то
Еда вкусней, любовь милей!
Все парни: И веселей работа!
Все девушки: Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
Парни наклоняются хлебнуть воды из колодца. Музыка резко сменяется на тревожный мотив. В колодце – не вода, а красная ткань, символизирующая пролитую в войне кровь народа.
Музыка звучит громче. Девушки убегают к краю сцены. Из-за кулис стремительно выходят условные персонажи (война, смерть, беда, горе, потери, взрывы и т.д.) в чёрном одеянии. В руках у них огромное красное полотно, символизирующее «вихрь» войны. В ходе исполнения пластической зарисовки, персонажи захватывают в кольцо «вихря» войны всех парней.
Все парни:
Домой ждала тебя она,
Когда с нещадной силой
Старинным голосом война
По всей стране завыла.
Все девушки:
Не докосил хозяин луг,
В поход запоясался,
А в том саду всё тот же звук
Как будто раздавался:
Все парни: (двигаясь вперёд)
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
Окружённые «военным пламенем» парни быстро и решительно уходят за кулисы.
Звучит женский плач. Девушки подходят к построенному парнями дому. Снимают с головы венки.
Девушка:
Слепили слёзы ей глаза,
Палила душу жалость.
Не та коса, не та коса,
Не та трава, казалось…
Женский плач звучит громче. Девушки снимают с плеч платки и исполняют пластическую зарисовку, в ходе которой имитируют покос травы, разбор досок и т.д. (всю мужскую работу, которую пришлось делать самим). После исполнения зарисовки девушки уходят за кулисы.
2 ЭПИЗОД
Звучит тревожная музыка. На сцене появляются условные персонажи – «вихрь» войны. Исполняют хореографическую зарисовку с парнями, одетыми в военную форму.
Все парни:
Сквозь смерть иди, не умирай,
В жару лица не утирай,
В снегах не мёрзни в зиму!
Парень:
Там, впереди, твой отчий край.
Солдат, твой дом родимый!
Парень:
Шагай, солдат, свои права
Имея в этом мире.
Шагай, воюй и год, и два,
И три, и все четыре!..
Все парни: Не пощади
Врага в бою,
Освободи семью свою! УРА!
Парни «прогоняют» со сцены условных персонажей.
Музыка прекращается. Звучит тихий народный мотив. Сцена «Привал» (кто-то из солдат чистит оружие, кто-то ложится спать, кто-то пишет письмо, а кто-то ведёт негромкие беседы).
Парень:
Когда путём войны пройдёшь,
Ещё поймёшь порой,
Как хлеб хорош
И как хорош
Глоток воды сырой.
Парень:
Когда пройдёшь таким путём
Не день, не два, солдат,
Ещё поймёшь,
Как дорог дом,
Как отчий угол свят…
Парень:
Зачем рассказывать о том
Солдату на войне,
Какой был сад, какой был дом
В родимой стороне?
Не знает он, иной боец,
Второй и третий год:
Женатый он или вдовец,
И писем зря не ждет…
Зачем рассказывать о том,
Зачем бередить нас,
Какой был сад, какой был дом.
Зачем?
Парень: Затем как раз,
Что человеку на войне,
Как будто назло ей,
Тот дом и сад вдвойне, втройне
Дороже и милей.
Сцена «Сон». Один из героев исполняет песню «Не бродить, не мять в кустах багряных…» На сцене появляются девушки в веночках, как из сна. Пары танцуют.
В финале песни девушки скрываются за кулисами.
Парень:
Как будто бы ушла из рук
И скрылась без оглядки…
И ожил вдруг в ушах тот звук,
Щемящий звон лопатки:
Все парни:
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой…
Парни под тихий народный мотив покидают сцену.
3 ЭПИЗОД
Звучит лейтмотив девушек – женский плач. На сцену выходят девушки. Выстраивает каждая свой частокол. Вместо веночков, которые висели на них, вешает номер. Все садятся, обнимая свой забор.
Девушка:
Все сборы в путь любой жены
И без войны не сладки.
И без войны тревог полны
Все сборы в жизни краткой.
Девушка:
Но речь одна, когда добром, –
Не по нужде суровой
Мы край на край и дом на дом
Иной сменить готовы.
А вот когда чужим судом
Обмен решён иначе, –
Не край на край, не дом на дом,
А плен – на плен с придачей.
Девушка:
Ещё он твой – последний час
В твоём дому, пока
Переведут тебе приказ
С чужого языка.
Девушка:
И твой – он выбран не тобой –
Лежит на запад путь.
И взять ни имени с собой,
Ни отчества. Забудь.
Девушка:
Забудь себя ещё живой
И номер получи.
И только этот номер свой
На память заучи.
Девушки встают, надевая вместо венков на голову номера.
Все девушки:
На нём недвижная печать,
И только можешь ты молчать.
Каждая обходит свой частокол, будто бы в последний раз.
Девушка:
Прости-прощай, родимый дом,
Раскрытый, разорённый,
И пуня с давешним сенцом
И садик занесённый.
На сцене появляются условные персонажи. На плечах у них чёрные платки. В это время девушки выстраивают непроходимый забор из лавок, который символизирует забор концлагеря.
Условные персонажи:
Ну что ж, солдат, взыщи с неё,
С жены своей, солдатки,
За то, что, может быть, жильё
Родное не в порядке;
Что не могла глядеть назад,
Где дом пылал зажжённый.
Как гнал её чужой солдат
На станцию с колонной;
Что шла, как пленные, в толпе
На запад под конвоем;
Что не отправила тебе
Письма с дороги, воин.
Девушка: (вскакивая на забор)
Но о тебе и о себе,
О давнем дне разлуки
Она в любой своей судьбе
Вздохнёт при этом звуке:
Все девушки:
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – мы домой.
Условные персонажи сооружают из чёрных платков крыши бараков.
А-капелла исполняется песня «Есть одна хорошая песня у соловушки…» Девушки исполняют хореографический номер. К финалу песни девушки сидят у своих хаотично расставленных «нар» (лавок) в бараке концлагеря. В руках у них чёрные платки, сложенные так, будто они держат новорожденного ребёнка.
Девушка:
Родился мальчик в дни войны,
Да не в отцовском доме, –
Под шум чужой морской волны
В бараке на соломе.
Ещё он в мире не успел
Наделать шуму даже,
Он вскрикнуть только что посмел –
И был уже под стражей.
И в каторжные ночи
Не пела – думала над ним:
— Сынок, родной сыночек.
Живым родился ты на свет,
А в мире зло несытое.
Живым – беда, а мёртвым – нет,
У смерти под защитою.
Целуя зябкий кулачок,
На сына мать глядела:
— И я при чём, – скажи, сынок?
На сцене появляется мальчик в народном костюме. Продолжая читать стихотворные строки, он ходит между девушками. Музыка звучит фоном.
Мальчик:
Ну а мне какое дело?
Скажи: какое дело мне,
Что ты в беде, родная?
Ни о беде, ни о войне,
Ни о родимой стороне,
Ни о немецкой чужине
Я, мама, знать не знаю.
Зачем мне знать, что белый свет
Для жизни годен мало?
Ни до чего мне дела нет,
Я жить хочу сначала.
Я жить хочу, и пить, и есть,
Хочу тепла и света,
И дела нету мне, что здесь
У вас зима, не лето.
И дела нету мне, что здесь
Шумит чужое море
И что на свете только есть
Большое, злое горе…
Но ты не дашь ветру подуть,
Не дашь, моя родная,
Пока твоя вздыхает грудь,
Пока сама живая.
И пусть не лето, а зима,
И ветошь греет слабо,
Со мной ты выживешь сама,
Где выжить не могла бы.
Тебе приметы дороги,
Что никому не зримы.
Не дай меня, побереги…
Музыка звучит всё громче. Девушки выстраиваются в одну линию (предчувствие расстрела). Одна из девушек укрывает мальчика собой.
Девушка:
Не дам, не дам, родимый…
Не дам, не дам, уберегу
И заслоню собою,
Покуда чувствовать могу,
Что ты вот здесь, со мною…
Условные персонажи закрывают глаза девушек чёрными платками. Раздаётся звук выстрела. Чёрные платки спадают. Свет затемняется. Герои покидают сцену.
4 ЭПИЗОД
На сцену врываются парни, переодетые в народные костюмы. Сцена «Возвращение».
Парень:
В пути, за тридевять земель,
У Волги ли, у Дона
Свою в виду держал он цель,
Солдат, – дойти до дома.
Все парни:
Пришёл солдат с войны домой
Своей дорогой длинной.
Парень:
Чего, чего не повидал,
Казалось, всё знакомо.
Но вот пришёл, на взгорке стал –
И ни двора, ни дома.
Парень:
Здесь груда глины с кирпичом,
Золою перебитая,
Едва видна на месте том,
Уже травой прошитая.
Парень:
Глухой, нерадостный покой
Хозяина встречает.
Калеки-яблони с тоской
Гольём ветвей качают.
Парень:
Присел на камушке солдат
У бывшего порога,
Больную с палочкою в ряд
Свою устроил ногу.
Парень:
А люди только и могли
Добавить осторожно:
— Ещё не все домой пришли
Из той дали острожной.
Все парни: Из той дали острожной…
Парень:
Не мог он душу освежить
Горестным, скрытым плачем…
Всё так.
А надо было жить.
И жить хозяин начал.
Погостевал денёк-другой.
Разметил план лопатой:
Все парни:
Коль ждать любимую домой,
Так надо строить хату.
Звучит народный мотив. Парни из лавок строят новый дом и частокол вокруг.
Парень:
И всё спешил покончить в срок,
Как будто в хате новой
Скорей солдат увидеть мог
Семью живой-здоровой.
Парень:
К покосу был окончен дом,
Как раз к поре горячей.
А сам солдат ютился в нём
Со дня, как строить начал.
Парень:
Но не мила, не дорога
Ему своя светлица…
Пошёл солдат с людьми в луга,
Чтоб на людях забыться.
Парни, взяв в руки платки девушек, как косы, имитируют косьбу.
Парень:
Чтоб горе делом занялось,
Солдат вставал с рассвета
И шире, шире гнал прокос –
За все четыре лета.
И добрым ладом шли часы,
И грудь дышала жадно
Цветочным запахом росы,
Живой травы из-под косы –
Горькавой и прохладной.
Парень:
И косу вытерши травой
На остановке краткой,
Он точно голос слушал свой,
Когда звенел лопаткой.
И голос тот как будто вдаль
Взывал с тоской и страстью.
И нёс с собой его печаль,
И боль, и веру в счастье.
Все парни: Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
Звучит песня «Я возьму свою красоту». Парни ложатся спать в своих домах и вновь «видят сон». На сцену выходят девушки в венках на голове. Герои исполняют хореографическую зарисовку «Прощание». В финале зарисовки девушки уходят за кулисы, а парни остаются на сцене у своего частокола, с венком в руках.
Иллюстрации художника О. Верейского
Литература:
Аль Д.Н. Основы драматургии: учеб. пособие / 5-е изд. – СПб.: СПБГУКИ, 2011.
Твардовский А.Т. Дом у дороги. – М.: Художественная литература, 1985.
Филиппова Г.Г. Традиции как средство воспитания / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – №7, 2013.
Видеозапись поэтического представления
в МАОУ «УТЛ им. Г.В. Рассохина», г. Ухта