3 способа творчески «перепридумать» школьные уроки

Креативность — навык, которого современность требует и от ребенка, и от педагога. Но как «подружить» творчество и формальную школьную программу? Ответ есть в методологии CRAFT/Ed — российской разработке, создатели которой адаптировали алгоритмы креативного мышления под образовательные задачи. Делимся тремя примерами, как CRAFT/Ed поможет преобразить школьные уроки.

1. Использовать личную мотивацию ребёнка

Ученики часто задаются вопросом, зачем им изучать тот или иной предмет, если он им неинтересен или, по их мнению, не пригодится в будущем. Причина — отсутствие личной мотивации. Инструмент CRAFT «Анализ мотивов» поможет учителю понять, что важно для ребенка, и использовать это, чтобы привлечь внимание к своему предмету. Работает он так:

  1. Дети заполняют карточки «Карты капиталов персоны».


Ученики отмечают, как они понимают каждый из девяти капиталов. Описать их можно по-разному, строгих правил нет. 

  1. Определяют важность каждого капитала.

Это можно сделать на лучах в центре по шкале от 0 до 4.

  1. Учитель анализирует ответы.

Пример: 

— время: 2
Вывод преподавателя: после уроков ребенок может тратить время на себя, свои увлечения.

— социальный капитал: 2
Вывод преподавателя: дружный класс, все хорошо общаются.

— физический капитал: 3

Вывод преподавателя: много двигается. 

Отметьте, каких капиталов детям не хватает. Это поможет составить вам общую картину и поможет лучше понять каждого ученика.

  1. Учитель формулирует для себя задачу.

Опираясь на список получившихся капиталов, сформулируйте задачу по схеме: Как сделать так, чтобы ученик [реализовал свой мотив]?

2. Сменить контекст обучения

Школьникам не хватает современного, практичного и творческого подхода учителя. Педагог — говорящая голова, которая воспроизводит шаблонную информацию из программы, — не сможет «зацепить» и удержать внимание ребенка. Это удастся тому, кто привнесет в рутину оригинальность.

Сделать это поможет инструмент CRAFT «Вопрос вне контекста». Работает он следующим образом:

  1. Запишите задачу.

    Например:
    Как сделать так, чтобы ученик почувствовал себя первооткрывателем?

  2. Уйдите от конкретных ролей.

Замените активных участников на «кто-то» и «что-то».

Например:
Как сделать так, чтобы кто-то или что-то почувствовал себя первооткрывателем?

  1. Перефразируйте действие или найдите для него образ, аналогию.

    Например:
    Как сделать так, чтобы кто-то или что-то обнаружил, что нашел нечто новое?

  2. Переформулируйте вопрос по шаблону.

Где и когда поставленная задача уже была решена?

Например:
Где и когда кто-то или что-то обнаружил, что нашел нечто новое?

Вариант решения: дети постоянно и с интересом находили нечто новое в волшебной школе Хогвартс. А результат их действий влиял на жизни друзей и рейтинг всего факультета.

Идеи, как создать Хогвартс в обычной школе:

  • Ввести параллельно с обычными оценками баллы «факультетов» — по профильным предметам. Классы постарше помогают тем, кто помладше, а суммарный зачет — единый, вне зависимости от возраста: главное, чтобы класс уже был частью профильной вертикали. Это повысит навыки коммуникации и сделает атмосферу в школе более дружелюбной.
  • Давать командные домашние задания ученикам, в рамках которых они смогут решить какую-то трудность, только если будут использовать материал пройденных уроков.

Запишите другие примеры, которые приходят в голову, и попробуйте использовать их для вдохновения. Если ничего не вспомните, воспользуйтесь инструментом «Компас фреймов». О нем — в следующей главке.


Материалы по теме:


3. Найти готовое решение

Если на креативное переизобретение уроков уходит много времени, выход — быстро найти несколько вовлекающих форматов, которые, возможно, придумали вообще не для образования.

Сделать это поможет методика «Вопрос вне контекста» или инструмент «Компас фреймов». Последний особенно полезен, если вы не знаете, как подступиться к проблеме. Алгоритм работы:

  1. Изучите «Компас фреймов».


Компас состоит из шести секторов — сфер жизни: кино и литература, социум, профессии, история, ритуалы, природа.

  1. Пройдите с задачей по секторам. 

Задайте получившийся ранее «вопрос без контекста» каждому сектору «Компаса». Записывайте ситуации, которые вспоминаете.

Пример: 

Вопрос без контекста: Где и когда кто-то или что-то обнаружил, что нашел нечто новое? 

Исторический сектор → Новое время → Полярная экспедиция (группа путешественников находит неизведанные земли).

Художественный сектор → Фантастика (или Природный сектор → Космос) → Отряд космонавтов (группа ученых-космонавтов отправляется на изучение новых планет).

Найденные ситуации будут как вдохновлять, так и вызывать сомнения — это нормально. «Компас Фреймов» — этап именно генерации идей, где можно дать волю воображению. Получившиеся ситуации пригодятся для переупаковки своих уроков. Например, вы решите провести онлайн-экспедицию по Северному полюсу вместо стандартной контрольной работы по географии.

CRAFT/Ed учит вытаскивать аналогии из разных ситуаций, часто далеких от образования. Это делает генерацию идей понятной и планируемой. Пока это единственная креативная методология, адаптированная под образовательные задачи. Больше методик, примеров и полный алгоритм использования — в пособии от IKRA Group. Узнать о книге и поддержать проект можно здесь.


Источник