Звездный час

Внеклассное мероприятие по физике, посвященное Дню космонавтики


Курмакаева Р.А., учитель физики МКОО «Староатлашская средняя школа», с. Старый Атлаш, Ульяновская область


Ход мероприятия:

1 тур «Ученые-физики»

Выставляются на демонстрационный стол картонные карточки, на которых написаны под номерами фамилии ученых-физиков.

  1. К.Э. Циалковский.
  2. Н.И. Кибальчич.
  3. С.П.Королев.
  4. Герон Александрийский.
  5. Г.Галилей.

* Первый из наших соотечественников предложил использовать принцип реактивного движения для создания летательных аппаратов.
* Имя ученого, который много сделал для внедрения в жизнь, в практику идей К.Э. Циалковского.
* Ученый и изобретатель, основатель отечественной космонавтики.
* Он предложил механизм, использовавший для своей работы реакцию струи водяного пара. Это был первый предок реактивного двигателя.

2 тур «Космонавты»

На доску вывешиваются портреты космонавтов с подписанными внизу фамилиями и прикрепленными номерами: 1, 2, 3.

  1. А.А. Леонов.
  2. Ю.А. Гагарин.
  3. Г.С. Титов
  4. В.В. Николаева-Терешкова.
  5. В.А. Джанибков.
  6. А.А. Губарев.

Вопросы:

  1. Летчик-космонавт, впервые в истории полетевший в космос. (2)
  2. При подготовке к выполнению первого в мире полета человека в космическое пространство был дублером космонавта №1 Ю.А.Гагарина, космический полет совершил 6-7 августа 1961 года на корабле-спутнике «Восток-2». (3)
  3. Впервые в мире вышел из кабины космического корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. (1)
  4. Летчик-космонавт СССР, совершил полет в космос совместно с космонавтом-исследователем Чехословакии Владимиром Ремеком. Это был первый в истории космонавтики полет международного экипажа. (6)

3 тур «Космические приборы»

На столе выставляются физические приборы, а за ними располагают на подставках карточки, на которых написаны названия приборов и номер.

  1. Ареометр.
  2. Барометр.
  3. Манометр.
  4. Динамометр.
  5. Двигатель внутреннего сгорания.

Вопросы:

  1. Какой прибор можно использовать для того, чтобы измерить давление внутри кораблей-спутников? (2)
  2. Прибор, с помощью которого можно измерить массу и вес тела?
  3. Прибор, которым измеряют плотность вещества. (1)
  4. Можно ли в состоянии невесомости использовать ареометр. (Нет, т.к. отсутствует выталкивающая сила)
  5. Какой из этих приборов можно взять в космос. (5)

4 тур «Логическая цепочка»

Выставляются на стол карточки, где рядом с цифрами написаны даты, которые должны образовать логическую цепочку.

  1. Искусственный спутник Земли (1957)
  2. Пилотируемый корабль (1961)
  3. Фотография невидимой с Земли стороны Луны (1959)
  4. Совместный полет советского и американского космических кораблей «Союз» и «Апполон» (1975)

5 тур «Кубики»
 
Участники должны подобрать слова — физические термины, которые начинаются на каждую «выпавшую» букву.

Финал
 
На середину стола выставляется карточка со словом «Космос». Подобрать как можно больше предложений, в которых используется это слово. Фразы должны быть связаны между собой и составлять мини-рассказ.

Подведение итогов

Примечание. Можно изменить 3-й тур «Ходить превыше звезд влечет меня охота. И к облакам нестись, презрев земную низость!»
— Кто автор этих слов?
* Сократ.
* Есенин.
* Баратынский.
* Ломоносов.
* Пушкин.

— Кто первым высказал идею о множестве обитаемых миров?
* Коперник.
* Бруно.
* Ломоносов.
* Ньютон.
* Кеплер.

— Какое созвездие древние греки называли Минтавр, египтяне — Гор, христиане — Посох Иакова, арабы — Альджабар.
* Козерог.
* Водолей.
* Орион.
* Кентавр.