Желание лучше жить в будущем – основная причина поступления в вуз
Опрос более трех тысяч выпускников российских школ, проведенный Высшей школой экономики (ВШЭ) летом 2020 года в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», показал, что спрос на высшее образование остается очень высоким: 85% школьников, включая тех, кто планирует получить высшее образование после среднего профессионального, хотят поступить на дневное отделение в вуз. Зависит ли ценность высшего образования от достатка семей, региона проживания, уровня образования родителей и какие основные причины поступления в вуз называют выпускники – читайте в нашей статье.
Кто участвовал в опросе
Опрос проводился c 23 июня по 2 июля 2020 года в электронном виде. Выборка соответствует генеральной совокупности по федеральным округам и материальному положению семьи. Полностью анкету заполнили 3230 человек. Часть ответов методом случайного отбора были исключены из итогового массива, чтобы соблюсти квотное задание. В итоговый массив для обработки и анализа результатов опроса были включены 3 тысячи анкет выпускников.
Основные результаты исследования изложены преподавателем кафедры экономической социологии, аспирантом лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ Дарьей Асатурян в одном из выпусков информационно-аналитических материалов «Мониторинга экономики образования».
Высокая ценность высшего образования
Недавний опрос ВЦИОМ показал: 68% россиян считают, что значимость высшего образования преувеличена, в наше время и без него можно сделать удачную карьеру, а 65% не согласны с утверждением, что без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу.
О падении спроса на высшее образование говорят уже много лет, в 2020 году эти разговоры активизировались в связи пандемией коронавируса и связанными с ней ограничениями. Однако результаты исследования, проведенного ВШЭ, позволяют утверждать, что ценность высшего образования среди нынешних выпускников 11-х классов по-прежнему высока: 72% школьников отмечают, что высшее образование им необходимо, а 24% говорят о том, что оно не является обязательным, но все же хорошо бы его иметь.
Таким образом, о ценности высшего образования заявляют 96% выпускников 11-х классов российских школ 2020 года. Кроме того, исследование позволило установить, что отношение к высшему образованию не зависит от экономического положения семьи, региона проживания, образования родителей или пола выпускника.
Большинство одиннадцатиклассников (83%) после окончания школы хотели бы поступить на дневное отделение в вуз по программам бакалавриата или специалитета, 8% – в колледж, техникум, училище для получения среднего профессионального образования (СПО), причем каждый четвертый после окончания учреждения СПО планирует продолжить обучение в вузе, 2% – на вечернем отделении вуза по программам бакалавриата или специалитета.
Оставшаяся часть выпускников пока твердо не определилась с планами: кто-то намерен полностью отказаться от обучения, кто-то собирается пойти на работу или в армию и лишь потом принимать решение – учиться в вузе/колледже либо ограничиться краткосрочными курсами профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации. Можно добавить, что молодые люди, которые к моменту окончания 11-го класса не смогли твердо определиться, как правило, многократно меняют жизненные планы и траекторию дальнейшего образования/развития.
Лучше жить и больше уметь
Подавляющее большинство нынешних выпускников в качестве основных причин поступления в вуз называют желание лучше жить в будущем (92%), стремление знать и уметь больше (87%), убежденность в том, что наличие диплома повышает ценность на рынке труда (78%), возможность изучать то, что интересно (74%).
Разумеется, выпускники школ отметили и такие немаловажные для молодежи причины, как веселье студенческой жизни и возможность найти новых друзей (40 и 46% соответственно). Каждый четвертый респондент сформулировал причину поступления в вуз следующим образом: «Учиться лучше, чем работать».
Распределение выпускников 2020 года по причинам поступления в вуз (в процентах от общей численности ответивших; разрешалось назвать несколько причин)
Обучение платное или на бюджете
Две трети будущих абитуриентов планировали поступать только на бюджетные места, а для трети и платное обучение не стало бы преградой на пути к получению высшего образования. При этом подавать документы на платные места наравне с бюджетными в большей степени были готовы одиннадцатиклассники из обеспеченных семей: среди тех, кто может позволить себе практически все, кроме покупки квартиры, таких оказалось 50%, а среди тех, кто может позволить себе любую покупку, – 55%.
Иная картина в семьях с невысоким достатком: абсолютное большинство (85%) опрошенных рассматривают только обучение на бюджетных местах, оставшиеся 15% в случае непоступления на бюджет, вероятно, рассчитывают на образовательные кредиты.
Образовательная мобильность
Более половины (56%) выпускников отмечают, что вуз, который они рассматривают как приоритетный, находится в регионе проживания, 39% хотели бы получать образование в другом регионе. Каждый сотый респондент планировал переехать в другую страну. Остальные затруднились назвать предпочтительный вариант.
Что касается городов и регионов, в которых одиннадцатиклассники хотели бы учиться после окончания школы, то результат опроса легко прогнозировался: в наибольшей степени будущих абитуриентов привлекают Москва (29%) и Санкт-Петербург (17%).
Для выпускников 2020 года ключевым мотивом переезда является возможность получить более качественное, чем в регионе проживания, образование: эту причину назвали 72% респондентов. Среди мотивов переезда были отмечены широкие возможности для самореализации (45%) и трудоустройства (44%), а также желание перебраться в регион с более высоким уровнем жизни (43%). Большее количество бюджетных мест и низкая стоимость обучения назывались в качестве побудительных причин для переезда гораздо реже (14 и 4% соответственно).
Основные мотивы переезда выпускников 2020 года в другой регион для обучения в вузе (в процентах от общей численности ответивших; разрешалось назвать несколько причин)
Основные результаты исследования
Результаты исследования показывают, что разговоры о падении спроса на высшее образование пока не повлияли на образовательные траектории выпускников 11-х классов 2020 года. О ценности высшего образования заявили 96% одиннадцатиклассников, причем 72% выразили твердую уверенность в необходимости его получения, а 24% отметили, что хорошо бы его иметь. Подавляющее большинство выпускников (85%) сообщили о желании поступить на программы бакалавриата или специалитета дневных отделений вузов. Восприятие одиннадцатиклассниками высшего образования как социального лифта не зависит от региона проживания, уровня обеспеченности семьи и образования родителей.
Две трети респондентов рассматривали поступление только на бюджетные места, однако больше половины школьников из обеспеченных семей были готовы и к платному обучению, в то время как среди старшеклассников из малообеспеченных семей таковых оказалось лишь 15%.
Что касается образовательной мобильности, то 56% выпускников назвали приоритетным обучение в вузе региона проживания, а 39% хотели бы переехать в другой регион, причем ключевым мотивом переезда для будущих абитуриентов служит возможность получения более качественного образования (72%).
Источник