«Забвению не подлежит»

Викторина о Великой Отечественной войне для 7 – 10 классов в форме урока-игры «Своя игра»


Елена Николаевна КОТЯГИНА, учитель истории и обществознания ОГБОУ «Школа № 10», г. Рязань


«Жить – Родине служить» (Русская пословица)

Цели мероприятия:
*Личностные: воспитание уважения к историческому и военному наследию русского народа, гражданской позиции, воспитание патриотизма.
*Метапредметные: развитие речи, самостоятельности, внимательности; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
*Предметные: овладение историческими и военными понятиями и терминами; расширений знаний об истории Великой Отечественной войны.
*Коррекционные: работать над расширением лексического запаса через использование исторических и военных терминов, развивать речь и культуру.
Формы организации: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: проектор, презентация.


 

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

2. Знакомство с правилами игры

Учитель: У каждой страны, каждого народа есть свой главный праздник, который отмечается ежегодно на протяжении долгого времени. Он объединяет нацию чувством гордости за доблестные подвиги предков, которые останутся в памяти потомков навечно. Такой праздник есть и в России. Это День Победы, который отмечают 9 мая.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и длилась долгих четыре года. Многое перенесли советские люди за годы фашистской оккупации, но все-таки они победили. Народ проложил своими руками дорогу ко Дню Победы. Только благодаря его самоотверженному труду и боевым заслугам Советский Союз смог выиграть эту войну, хотя сделать это было нелегко. В нашей стране нет более трогательного, трагичного и в то же время славного праздника, чем День Победы. Сегодня мы вспомним историю Великой Отечественной войны.

— Давайте познакомимся с правилами игры.

Правила игры (объясняет учитель, используя презентацию)
1. Класс делится на команды.
2. Проводится жеребьевка.
3. Команды имеют право выбирать тему и номер вопроса.
4. Повторяются темы – священные даты, великие полководцы, герои Великой Отечественной войны, великие битвы, города-герои.
5. Вопросы расположены по степени сложности и оценены от 10 до 50 баллов.
6. Если команда не ответит на вопрос, то право ответа переходит другой команде.
7. Победителем считается команда, которая набрала большее количество баллов.

презентация Котягина

3. Основная часть мероприятия

Учитель рассаживает учащихся по командам за заранее подготовленные для групп столы. Дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой мероприятия, её целями и планируемым результатом, знакомит с критериями оценки учащихся в команде. С началом работы учащихся в командах, учитель задает вопросы, выбранные командами, используя презентацию, проверяет правильность ответов, корректирует ответы, считает баллы. Учитель по ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой команды и работой отдельных учащихся.

Критерии оценивания работы группы (написаны на доске)
1. Правильность изложения материала.
2. Логика изложения материала, чёткость.
3. Культура изложения материала.
4. Дополнения других групп.
5. Поведение в группе, умение сотрудничать.

В первом раунде каждая команда по очереди выбирает вопрос из предложенных пяти тем, используя презентацию к уроку. Дети отвечают на вопросы. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса. Если команда не дает правильного ответа, право ответа переходит команде-сопернику. Если обе команды дают неправильный ответ, выбирается новый вопрос по порядку очередности. Баллы суммируются.

1 этап. Ответы команд на выбранные вопросы
 
Тема 1 «Священные даты»
А) Дата начала контрнаступления Красной Армии под Москвой? (10 баллов) (5 декабря 1941 года)
Б) Дата освобождение Ленинграда от вражеской блокады? (20 баллов) (27 января 1944 года)
В) Когда закончилась битва под Сталинградом? (30 баллов) (2 февраля 1943 года)
Г) Дата битвы под Прохоровкой? (40 баллов) (12 июля 1943 года)
Д) Когда проходил «Парад Победы»? (50 баллов) (24 июня 1945 года)

Тема 2 «Великие полководцы»
А) Кто был утвержден в должности Верховного главнокомандующего в августе 1941 года? (10 баллов) (Иосиф Виссарионович Сталин)
Б) Этот полководец, прославившийся еще в годы Гражданской войны, во время Великой Отечественной войны командовал группой войск армий резерва Ставки? (20 баллов) (Семен Михайлович Буденный)

В) Кто командовал Парадом Победы на Красной Площади в Москве? (30 баллов) (Константин Константинович Рокоссовский)
Г) Этого выдающегося русского полководца, героя Великой Отечественной войны, называли Маршалом Победы. В 1994 году в России в память о нём утверждён новый военный орден. Кто он? (40 баллов) (Георгий Константинович Жуков)
Д) Кто командовал Смоленским сражением в сентябре 1941 года? (50 баллов) (Иван Степанович Конев)

Тема 3 «Герои Великой Отечественной войны»
А) Кому из женщин первой было присвоено звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны? (10 баллов) (Зоя Космодемьянская)
Б) Этот летчик, лишившись после ранения ног, вернулся в строй и сбил ещё 11 вражеских самолётов? (20 баллов) (Алексей Маресьев)
В) Кто совершил первый огненный таран в Великой Отечественной войне? (30 баллов) (Николай Гастелло)
Г) Подпольная антифашистская организация, действовавшая в районе современной Луганской области. Насчитывала более ста человек. Младшему участнику было 14 лет? (40 баллов) («Молодая гвардия»)
Д) Командир партизанского отряда по прозвищу «Дед»?(50 баллов) (Сидор Артемьевич Ковпак)

Тема 4 «Великие битвы»
А) Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (10 баллов) (900 дней)
Б) Какая крепость героически оборонялась с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 г. в тылу немецких войск? (20 баллов) (Брестская крепость)
В) Как называлось сражение, после окончания которого был развеян миф о непобедимости немецкой армии? (30 баллов) (Битва под Москвой)
Г) Как называется сражение, которое положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны? (40 баллов) (Сталинградская битва)
Д) В какой битве впервые была применена реактивная установка «Катюша»? (50 баллов) (Смоленское сражение)

Тема 5 «Города-герои»
А) В каком городе-герое жила и вела дневник Таня Савичева? (10 баллов) (Ленинград)
Б) Какой город-герой первым встретил фашистские войска? (20 баллов) (Брест)
В) В каком городе-герое находится памятник затопленным кораблям? (30 баллов) (Севастополь)
Г) Самый северный город-герой? (40 баллов) (Мурманск)
Д) В каком городе-герое есть Мамаев курган? (50 баллов) (Волгоград/Сталинград)

2 этап. Аукцион «Своя игра»

Команды оценивают баллами правильный ответ, делают ставки, получают задание. За 3 минуты отвечают на него. Если ответ правильный, баллы, которыми команды оценили правильный ответ, суммируются с полученными в 1-м раунде. Если ответ неправильный, баллы вычитаются.

Задание «Вставьте пропущенные слова»
1. Перейдя в наступление, Красная Армия 5 августа 1943 года освободила ……… и ……… (Белгород и Орёл)
2. По приказу Сталина в Москве был произведён ………. (первый победный салют)
3. Подведение итогов мероприятия, определение победителей, награждение

Учитель: Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали? Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни, в каких ситуациях?
(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)

— У вас на столе карточки красного и зеленого цвета. По окончании урока прикрепите эти карточки на доску: понравилось мероприятие — наклеиваете карточку красного цвета, не понравился — зеленого цвета.

Использованная литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России 6 класс» М. «Просвещение», 2014
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России 7 класс» М. «Просвещение», 2014
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России 9 класс» М. «Просвещение», 2014
  4. Котягина Елена Николаевна «Урок-игра «Жизнь первобытных людей», РИРО 29.01.2015
  5. Патриотическое воспитание школьников 5-11 кл.: устные журналы, тематические вечера, литературные композиции / авт.-сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Калитвинцева, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007