Высокий рейтинг или «Главное, чтобы рядом»? Как родители выбирают школу для своих детей в 2022 году
В апреле российские школы начали принимать заявления от родителей первоклассников. Педсовет решил разобраться, какими соображениями руководствуются мамы и папы будущих школьников при выборе учебного заведения.
10-12 лет назад для большинства родителей решающим фактором в этом вопросе был хороший педагогический состав. Многие даже были готовы возить ребенка в школу в другом районе ради «сильного» учителя «началки».
В марте 2022 года, по данным исследования, которое специально для Педсовета провел аналитический центр Университета «Синергия», этот показатель уже не является главным. Участники опроса* поставили профессиональные и личные качества первого учителя только на пятое место по значимости. Что же россияне считают важным при выборе школы?
6-е место: рейтинг школы и наличие внеклассного досуга
5 процентов и 4 процента опрошенных соответственно
Этот показатель волнует родителей меньше всего.
«Возле нашего дома две общеобразовательные школы. Одна из них входит в топ-300 лучших школ Москвы. Там углубленно изучают иностранные языки: английский и даже китайский. В нашем районе за место в этой школе идет настоящая битва: огромная очередь уже на подступах — в детский сад, который относится к этой образовательной организации. Люди ищут какие-то сомнительные лазейки, используют связи, чуть ли не подкуп, — рассказывает Александра Смирнова, мама будущей первоклассницы. — Мы не стали участвовать в этой битве за престиж, спокойно пошли в сад при другой школе, тоже у дома. Там очереди не было. Уже все документы оформили для перевода в первый класс. Не вижу смысла с такими трудностями выбивать место».
5-е место: личные и профессиональные качества первого учителя
8 процентов опрошенных
Педагог, мама двоих школьников Наталия Мельникова из Череповца признается, что этот показатель для нее был на первом месте:
«Важнее, конечно, какой учитель. Именно он дает знания ребенку, вне зависимости от программы, по которой работает. Мы узнавали заранее, кто будет набирать классы, спрашивали родителей, у кого дети уже учились. Конечно, хорошо, что у ребенка новые парты и собственный шкафчик для переодевания, но не это главное в процессе обучения. Главное — педагог, который способен научить, которому важна каждая личность и при этом он имеет опыт работы и запал к внеурочной деятельности».
4-е место: отзывы о школе и учителях
13 процентов опрошенных
Именно с этого пункта начала поиск подходящей школы для дочери, которая в этом году идет в школу, жительница Вологды Валерия Присмотрова:
«Мы недавно переехали, поэтому ничего не знали ни о местных школах, ни об учителях. Я стала читать отзывы о школе в интернете, на родительских форумах, в социальных сетях. Если перечитать много отзывов, то появляется более или менее объективная картина. Мы выбрали несколько школ с большим количеством положительных отзывов, а потом стали уже смотреть на другие характеристики».
3-е место: содержание образовательной программы
15 процентов опрошенных
«У большинства школ перечень образовательных программ для начальной школы, увы, невелик. В основном предлагают выбор между «Школой России» и «Школой 21-го века». У нас в семье был запрос на развивающие системы, искали образовательное учреждение, в котором занимаются по программе Эльконина-Давыдова. У этой школы не самое удобное месторасположение, но мы что-нибудь придумаем, рассчитываем на помощь бабушек», — рассказала Анна Петренко из Москвы.
2-е место: состояние материально-технической базы школы
17 процентов опрошенных
Москвичка Евгения Михеева считает, что само здание школы, его внутреннее оформление и наличие современных технических средств влияют на то, как ребенок воспринимает образовательную среду:
«В нашем районе две школы, куда можно было попасть по прописке. При этом одна — новая и современная, внутри красота: хорошие актовый и спортзал, светлые классы. А вторая — не такая комфортная, без наворотов, расположена в старом здании. Рейтинг школ примерно одинаковый, отзывы родителей — тоже. Дочка сама выбрала школу посовременнее, и я ее поддержала. Мне кажется, если дети находятся в пространстве, которое им самим нравится, то это положительно сказывается на их самочувствии и желании учиться».
1-е место: близость к дому и безопасность дороги к школе
28 процентов опрошенных
Этот показатель оказался определяющим для большинства родителей.
«Далеко ездить — не вариант. Я весь день на работе, едва хватает времени утром довести ребенка до школы и после занятий забрать. В итоге выбрали учебное заведение по прописке. Программа обучения интересовала, но в меньшей степени», — говорит петербурженка Ксения Ломова.
Комментарий эксперта
Независимый консультант по образованию, основатель проекта «School Guru», а в прошлом — директор московской школы №1540 Марина Моисеева отмечает, что предпочтения и ориентиры родителей в выборе школы год от года меняются. Но глобально всегда все будет зависеть от уровня социально-экономического развития конкретного региона, а также от запросов семьи. Понятно, что в таких условиях у жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников возможностей будет больше:
«Чем больше образовательных организаций в городе и выше образовательный и социально-экономический уровень родителей, тем больше у них вопросов к школе. Есть семьи, где все очень просто: главное, что ребенок был жив-здоров и не беспокоил родителей. Школа в этом случае — как «сейф» для передержки детей, пока родители на работе. И лучше, если поближе к дому.
А есть семьи, у которых иные запросы. Они хотят дать ребенку самое лучшее, и у них есть возможности. И тут уже не только близость к дому имеет значение, но и уклад школы, ценности, программы обучения и качество обученности. Для них учебное заведение — это центр образования, они активно включаются в его жизнь, входят в общественные советы и так далее».
По мнению эксперта, результаты социологического исследования, проведенного «Синергией», — это, по сути, социальный срез, который иллюстрирует не только запросы родителей, но и общий уровень жизни населения на данный момент.
*1700 жителей разных регионов России с одним или двумя детьми дошкольного возраста