Время первых
29–30 октября в онлайн-формате состоялась межрегиональная конференция «Авторская школа “Эврика”-2021» на тему: «Инновации в образовании. Перезагрузка». Первый день был посвящен обсуждению пяти приоритетных направлений инновационной деятельности: «Воспитание»; «Содержание и качество образования»; «Цифровизация образования»; «Развитие системы СПО, профориентация и профопределение»; «Кадры для системы образования». Во второй день состоялся Фестиваль инновационных практик в формате мастер-классов.
Проекты – интересные, амбициозные, тиражируемые
По словам заместителя министра просвещения Анастасии Зыряновой, выступившей на открытии конференции, «2021 год действительно стал годом перезагрузки сети ФИП».
Назначен новый оператор проекта – институт управления образования Российской академии образования. В апреле Министерством просвещения РФ был объявлен конкурс на получение статуса ФИП. На него было подано 156 заявок. 3 августа этого года по итогам проведённой экспертизы заявок статус ФИП был присвоен 19 организациям, которые реализуют образовательные программы основного общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых.
«Среди этих 19 есть долгожители сети ФИП, есть и новички с интересными и амбициозными проектами. В сентябре 2021 года объявлен новый конкурс на присвоение статуса ФИП в 2022 году, на который поступило 164 заявки. В настоящее время проходит их экспертиза. Мы надеемся, что результаты деятельности инновационных площадок будут практикоориентированы и тиражируемы, будут отвечать на вызовы, стоящие перед образованием, и будут представлены на высоком качественном уровне. И, конечно, будут полезны для совершенствования системы образования нашей страны», – отметила Анастасия Зырянова.
Самые активные регионы
Во второй день конференции, открывая Фестиваль инновационных практик, и.о. директора Института управления образованием РАО Владимир Абрамов рассказал о том, что совместно с ИПОП «Эврика» в руководимом им институте был организован отдел развития инновационной инфраструктуры в сфере образования и управления непрерывного образования и профессионального развития. Специалисты отдела организуют экспертизу заявок, поступающих на конкурс ФИП, и занимаются их методическим сопровождением. В настоящее время стоит задача разработать стратегию развития инновационной инфраструктуры общего и среднего профессионального образования.
В апрельском конкурсе текущего года больше всего заявок поступило из Московской области, Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа, по числу победителей лидируют Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Во втором, сентябрьском этапе наибольшую активность проявили представители северной столицы, Свердловской и Калининградской областей. Их заявки пока еще находятся на стадии экспертизы.
Задачи ФИП в эпоху перемен
Как подчеркнул в своем выступлении научный руководитель ИПОП «Эврика» Александр Адамский, «в настоящее время мы переживаем уникальный и даже драматический этап развития системы образования, когда неопределённость, непредсказуемость будущего, общественных, экономических, технологических изменений заставляет нас переосмыслить задачи подготовки к жизни».
По его словам, «если до недавних пор мы не знали, какое будущее ждет нас через 10–15 лет, то сегодня эта модель усложнятся тем, что понимание происходящего имеет очень короткий срок жизни».
В этом смысле, по его мнению, основные направления деятельности ФИП нацелены на то, чтобы подготовить систему к тем изменчивым условиям, в которых будут социализироваться наши дети. С этой позиции эксперты оценивают проекты, отчёты и деятельность ФИПов.
Так, по направлению «Воспитание» ключевым является ориентир на новые результаты, которые должны быть снабжены не только полиметрическими, но и качественными инструментами оценивания. Оценка уровня знаний с помощью тестов, контрольных работ, итоговых испытаний уже давно апробируется с разной степенью успешности, а вот измерение инициативности, ответственности, честности – это пока еще терра инкогнита, которую и предстоит освоить ФИПам.
Особое внимание уделяется подготовке кадров в СПО и в педагогическом образовании. Расширение моделей этой подготовки, опора на высокотехнологический бизнес, на городские инфраструктуры, на сельские ресурсы является также предметом деятельности ФИПов.
Что касается цифровизации образования, то в эту сферу должны быть погружены все участники образовательного процесса, особое внимание следует обратить на систему СПО.
И, конечно, одной из острейших проблем современного образования, особенно с учётом неизбежности временного дистанта в условиях эпидемиологической ситуации, является вовлечённость родителей, большинство которых настроены категорически против цифровизации. Переубедить их, привлечь их на свою сторону – ключевая задача образования на сегодняшний день, в противном случае образовательная деятельность может вообще прекратить своё существование.
Представители различных инновационных площадок не только делились опытом со своими коллегами, отвечая на их вопросы и участвуя в совместной рефлексии, но и должны были выбрать лидеров по каждому из пяти направлений инновационной деятельности.
Конструировать процесс взросления и управлять им
В группе «Воспитание» интересный опыт представил музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке г. Энгельса Саратовской области.
В этом проекте школа выступает как пространство социокультурной зрелости ребенка.
Педагоги, видя проблему в инфантилизме современных подростков, решили создать условия для взросления в самой школе. Начали с азов, приучая младших школьников самостоятельно собирать ранец (для этого был устроен специальный конкурс на скорость).
Кроме того, педагогами была поставлена задача интегрировать общеобразовательную и творческую среды. Здесь применяются перекрестные методы оценки, когда результаты дополнительного образования засчитываются по профильным школьным предметам.
Вторая площадка, представленная на мастерской – Центр дополнительного образования «Хоста» г. Сочи – активно сотрудничает со школами своего района, в ближайшее время здесь планируется открыть новое направление по математике и естественно-научным дисциплинам.
Анализируя деятельность двух этих площадок, Александр Адамский обратил внимание на необходимость создания общей основной образовательной программы Центра дополнительного образования и школы, чтобы избавить ребенка от перегрузок. По его мнению, «преодоление барьера и границы между основным и дополнительным образованием является важной задачей».
Наконец, третья площадка – Хабаровский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – в особом представлении не нуждается, поскольку известна на всю страну.
Специалисты центра под руководством директора Александра Петрынина с 1992 года работают с самыми трудными детьми. Эта организация была создана на волне борьбы с беспризорностью и социальным сиротством.
Но и сегодня, в более благополучное время, острота стоящих перед этой организацией задач не снижается: по словам Петрынина, подростки подвергнуты влиянию криминальной субкультуры, распространенной на Дальнем Востоке, который в свое время был местом ссылок, и до сих пор там действует много пенитенциарных учреждений. Более успешные люди покидают регион, и растет процент маргинальных.
Хабаровский край входит в первую десятку российских регионов по уровню преступности. Поэтому Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи решает две важнейшие задачи: декриминализация и социализация подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. И с этой задачей центр успешно справляется: здесь не только дают путевку в жизнь таким детям, но с 2003 года проводят повышение квалификации учителей. Разработаны новые специализации: педагог-конфликтолог, педагог улицы, педагог-реабилитолог. В планах – написание программ и спецкурсов для педвузов.
От «Доброй лиры» до «Школьного патента»
Хабаровский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по праву можно отнести к числу долгожителей сети ФИП.
Так же, как и лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга, который занимается инновационной деятельностью с момента своего основания в 1992 году. На этот раз лицей выступил с проектом по цифровизации образования.
По словам директора лицея Алексея Каменского, сейчас перед педагогами поставлена задача построить модель мультипредметного открытого проектного кластера, в котором организуются детско-взрослые команды с привлечением социальных партнеров.
По его мнению, «это будет способствовать самоопределению, самопознанию и самореализации подростков, которые выступают как в качестве пользователей, так и созидателей цифровых технологий».
При этом учитываются самые разные интересы и потребности детей, которым предоставляется на выбор несколько проектов: например, для любителей литературы – «Добрая лира», для юных изобретателей – «Школьный патент», в рамках которого ребята уже изобрели браслет для слабовидящих, помогающий ориентироваться людям с плохим зрением, и костюм для снайпера, обеспечивающий работу сердечно-сосудистой системы.
Как считает Александр Адамский, «мы обсуждаем проблему цифровизации на предельном уровне проблематики», имея в виду диаметральные позиции по этому вопросу – от убежденных сторонников до агрессивно настроенных противников, среди которых много не только родителей, как отмечалось выше, но также педагогов и управленцев.
Поэтому сделать цифру инструментом персонализации, обеспечив подготовку учителей и создав институциональные нормы – часть ответственности и отчётности ФИП, выбравших это направление деятельности.
Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности
Примечательно, что несколько проектов ФИП по самым разным направлениям деятельности были ориентированы на работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности или ограниченные возможности здоровья. Например, Красногорский колледж предлагает свою модель онлайн-курсов для учащихся с ОВЗ.
А в мастерской «Содержание и качество образования» свои проекты по обучению детей с РАС (расстройством аутистического спектра) представили сразу две школы: «Эврика-Развитие» г. Ростова-на-Дону и образовательный центр № 1 городского округа Ивантеевка Московской области, о котором хочется рассказать особо, поскольку опыт этого центра никого из слушателей не оставил равнодушным.
Здесь начали работать с такими детьми с 2017 года по запросу родителей, и тогда это была группа детей из восьми человек, в настоящее время их число выросло до 20. Все они учатся по адаптированным программам, для их занятий оборудовано специальное ресурсное пространство.
По словам замдиректора центра Светланы Швецовой, главное внимание уделяется социализации детей с РАС по программе «Мир вокруг нас». Педагоги вместе с детьми посещают различные общественные места – железнодорожную станцию, почту, магазины.
На этой основе строится проектная деятельность детей и программы ранней профориентации. С помощью родителей учителям удалось успешно, хотя и не без трудностей, пройти испытание дистанционным обучением, в период которого ребята самостоятельно создавали интерактивные игры и видеоролики.
Педагоги образовательного центра № 1 городского округа Ивантеевка разрабатывают нормативную базу по обучению и воспитанию детей, имеющих расстройства аутистического спектра, и в этом одна из важнейших задач ФИП – транслировать свой опыт другим школам, передавать им вариативные подходы взаимодействия с такими детьми.
Несмотря на очевидный успех своей деятельности, у энтузиастов из Ивантеевки есть факторы, мешающие дальнейшему продвижению: это неготовность некоторых педагогов работать с такими детьми и недостаточная активность родителей. Эти проблемы еще предстоит решить в процессе реализации проекта.
Колледж – первый работодатель
В направлении «СПО: профориентация и профопределение» интересный проект был представлен Московским государственным образовательным комплексом (МГОК).
По словам заведующего кафедрой «Технология машиностроения» Тимура Кильдеева, идея проекта – колледж-завод – не новая. В 2010 году в рамках федерального закона о создании малых инновационных предприятий такой формат уже был отработан на базе вузов, однако механизм апробации подобных моделей в системе СПО до сих еще не был реализован.
Можно сказать, МГОК стал первопроходцем в этой сфере, предложив проект «Создание предприятия в малом и среднем предпринимательстве на базе учреждения СПО».
По словам Тимура Кимдеева, «цель проекта – дать выпускникам возможность получения первого рабочего места в образовательной организации, включенной в бизнес-среду».
Причем рабочего места по специальности, полученной в колледже. И это особенно актуально с учетом того, что 40% выпускников колледжей не работают по специальности.
По мнению Александра Адамского, «в идее “колледж – первый работодатель” содержится колоссальный потенциал». Сейчас перед авторами проекта стоит задача сформировать модель другого рынка труда и подготовить кадры на основе новых технологий.
Как помочь неуспешным школам?
В направлении «Кадры для системы образования» достоин внимания проект института развития образования Иркутской области, цель которого – создать региональный тьюторский центр для школ с низкими образовательными результатами. По словам замдиректора института Евгении Шестаковой, авторы проекта ставят две задачи: глобальную – создание инновационной образовательной среды в регионе и локальную, конкретную – адресное сопровождение школ.
Для решения этих задач используются разнообразные технологические решения, в том числе: виртуальный методический абонемент на основе индивидуальных запросов педагогов; виртуальные исследовательские лаборатории для учителей, директоров школ и методистов; иммерсивные мастерские по школьным дисциплинам. Планируется также проводить конкурсы грантовой поддержки школ с низкими образовательными результатами.
Со временем, по замыслу организаторов, проект приобретет межрегиональный характер. Уже сейчас к его реализации привлекаются специалисты и участники из других субъектов РФ.
Время собирать камни и объединять усилия
По мнению Алексея Каменского, сегодня наступило время собирать камни и объединять усилия разных регионов и школ для решения приоритетных образовательных задач.
Он напомнил о том периоде, когда педагогов, по его словам, «активно толкали в идеологию конкурентности», и сотрудничество между школами было неактуально. Но сегодня наступил новый этап кооперации и партнерства.
Продолжая мысль Алексея Каменского, Александр Адамский подчеркнул, что «министерство ставит перед сетью задачу формирования сети на основе приоритетных направлений, лидерской кристаллизации», то есть отбора лучших в каждом из пяти направлений инновационной деятельности. Перед лидерами стоит задача проводить стажировки для ФИП и создавать сетевые сообщества.