Воспитательная работа в начальной школе
«В мире добра»
Воспитательная программа для классных руководителей
Смолина Юлия Анатольевна, с. Орджоникидзевское, Республика Хакасия
«Воспитание – великое дело:
им решается участь человека»
В.Г. Белинский
Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
- Развитие умения общаться и сотрудничать.
- Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создание условий для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формирование самостоятельности, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развитие эмоциональной и волевой сфер.
Концепция программы
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система класса объединяет разнообразие воспитательной работы и воспитательной деятельности в единое целое. Набором воспитательных мероприятий многого не добьешься: нужна воспитательная система, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, воспитания человека. Воспитание успешно, если оно системно.
Системный подход в обучении и воспитании школьников все чаще используется в последние годы. Педагогическая целесообразность создания таких систем состоит в том, что ребенок должен развиваться в условиях целостного воспитательного процесса, где все компоненты максимально взаимосвязаны. Отличительным признаком воспитательной системы является единство учения, досуга, труда и общения.
Исходя из этого была разработана программа «В мире добра». Ученическое самоуправление является одним из важных составляющих ее компонентов. Класс является основой школьного самоуправления. Задача органов ученического самоуправления – вместе с классным руководителем формировать морально-эстетический климат в классе, школе.
Программа «В мире добра»
Программа «В мире добра» предоставляет возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственный потенциал, творческую активность. У школьников формируются определенные взгляды на жизнь, навыки устойчивого поведения, они учатся правильному общению, сознательному учению.
Данная программа предполагает участие учащихся, родителей, классного руководителя, педагогов-предметников и реализуется на протяжении 4-х лет.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «дружба», «творчество», «активность», «коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов классного сообщества, а затем превратятся в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье — это превеликая ценность на земле. И что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей зависит, в первую очередь, от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным и трудолюбивым.
1 класс:
а) успешная адаптация к школьной жизни;
б) эмоциональная устойчивость обучающихся;
в) создание предпосылок для формирования классного коллектива;
г) активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс:
а) устойчивые положительные результаты обучения;
б) активное участие детей в жизни класса, школы, района;
в) негативное отношение к вредным привычкам;
г) создание органов классного самоуправления.
3 класс:
а) проявление интеллектуальных способностей на уровне школы, района, региона;
б) знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей района;
в) умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
г) ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс:
а) овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
б) проявление самостоятельной творческой активности;
в) умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
г) готовность к самоопределению в социуме;
д) обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
е) мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, внося свои коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполненного дела.
Принцип деятельности. Младший школьник хочет активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в классе, школе.
Принцип свободного участия. Предлагая ребятам участие во внеклассных мероприятиях, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось.
Принцип успешности. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.
Принцип сотворчества. Предоставление учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случаи нельзя поступать с позиции силы. Всякая настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.
Основные направления воспитательной работы
- Гражданско-патриотическое.
- Духовно-нравственное.
- Художественно-эстетическое.
- Спортивно-оздоровительное.
- Научно-познавательное.
- Трудовое и экологическое.
- Наша безопасность.
- Профилактическая работа.
- Работа с родителями.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
– сплоченность классного коллектива;
– развитость способностей учащихся;
– сформированность культуры в целом;
– проявление индивидуальных особенностей ученика;
– совершенствование собственного здоровья;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– социализация человека в обществе;
– повышение уровня воспитанности.
Содержание программы
1 класс «Мой дом — моя крепость»
Направления | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Спортивно-оздоровительное | — формировать понимание значимости здорового образа жизни;
— мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. |
«Азбука Здоровья»
«Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки», «Зимние забавы» |
конкурс рисунков
беседа о режиме дня
спортивный праздник на природе |
Трудовое и экологическое | формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | «Любимая школа — чистая школа»
«Содержи в порядке книжки и тетрадки» «Как трудится моя семья» |
экскурсия
беседа выставка рисунков |
Гражданско-патриотическое | — формировать нравственную культуру семьи;
— формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. |
«Ветеран живёт рядом»
«Достопримечательности нашего села» «Символика родного края» |
изготовление поздравительной открытки
фотовыставка беседа |
Научно-познавательное | формировать любознательность, интерес к знаниям. | «Мои любимые уроки»
«Мы уже писать умеем»
«Кто лучше считает?»
«Клуб Почемучек» |
викторина — игра
поздравительная открытка математический ринг поисковая деятельность |
Духовно-нравственное | создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности | «День рожденья только раз в году!»
«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» |
праздник
концерт для мам и бабушек |
Художественно-эстетическое | — показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;
— направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. |
«Птицам нужна помощь»
«Алло, мы ищем таланты!» «Картинная галерея» |
изготовление кормушек, рейды «Проверь кормушку»
час творчества, путешествие в мир творчества |
Наша безопасность и профилактическая работа | формировать культуру безопасности, изучение ПДД | «Скажем: «НЕТ!» вредным привычкам»
«Светофорик» «Помни правила дорожного движения!» |
театрализация
игра конкурс рисунков |
2 класс «Что такое – хорошо, что такое – плохо?»
Направления | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Спортивно-оздоровительное | формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни | «Полезные привычки»
«Осенний кросс» «Весёлые старты» «Гигиена и ее значение» «Здоровье – единственная драгоценность» |
викторина
соревнование спортивный праздник классный час
классный час |
Трудовое и экологическое | приобщать к общественно-полезной деятельности | «Книжкина больница»
Операция «Чистюлька» «Трудолюбие. Твое отношение к труду» «Подари природе чистоту» |
операция
трудовой десант
классный час субботник |
Гражданско-патриотическое | — приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— знакомить с общественно-политической жизнью страны |
«Символика России»
«Права и обязанности ученика» День героев Отечества «Вы в битве Родину спасали» |
поисковая работа
классный час урок мужества классный час |
Научно-познавательное | — расширять кругозор;
— воспитывать культуру умственного труда; — создание условий для проявления самостоятельности |
Праздник первой отметки
Интеллектуальный марафон Математический кросс «Я – исследователь» «Мир моих увлечений» |
утренник
интеллектуальный конкурс викторина
конкурс исследовательских работ классный час |
Духовно-нравственное | — создавать условия для проявления творческой индивидуальности;
— воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям |
«Культура поведения»
«Доброта, что солнце» «О бабушках и дедушках» «Уважай свое время и время других» |
классный час
конкурс рисунков устный журнал
классный час |
Художественно-эстетическое |
— создавать условия для творческой самореализации обучающихся;
— приобщать к традициям школьного коллектива |
«Чудеса своими руками»
«Тропинка школьная моя» «Природа и фантазия» «Загадочный мир русских народных сказок» |
творческий конкурс
создание классного альбома конкурс поделок классный час |
«Наша безопасность и профилактическая работа»
|
— формировать культуру безопасности;
— изучение ПДД; — развитие умений контролировать свои поступки |
«По дороге в школу»
«Береги здоровье смолоду» «Я и велосипед» |
Беседа
Классный час Игра |
3 класс «Мир человеческих чувств»
Направления | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Спортивно-оздоровительное | формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья | «Мои спортивные успехи и достижения»
«Путешествие в страну Здоровья» «Здоровье – полезные советы на каждый день» «Папа, мама, я – спортивная семья» |
круглый стол
игра классный час
спортивный праздник |
Трудовое и экологическое | — развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность
— формировать экологическую культуру |
«Кто работы не боится, у того она и спорится»
«Мои поручения в классе и дома» «Помоги птицам зимой» «Все работы хороши» «Дерево дорого плодами, а человек – делами» |
субботник
отчёт изготовление кормушек конкурс сочинений классный час |
Гражданско-патриотическое | — формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого;
— формировать чувство гордости за свою страну, свой край |
«С чего начинается Родина?»
«Дети – герои» «Имею право. Мои права» «Ответственность» «Государственная символика России» «Секунда бессмертия» Уроки мужества |
дискуссия
групповая поисковая деятельность игра
классный час конкурс классный час линейка |
Научно-познавательное | — приобщать к разнообразной творческой деятельности;
— формировать потребность в самообразовании. |
«Я – исследователь»
«Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧиП», интеллектуальный марафон, олимпиады «День занимательных уроков» «Счастливый случай» |
исследовательская работа
конкурсы олимпиада игра игра |
Духовно-нравственное | — формировать желание проявлять творческую инициативу;
— формировать нравственную культуру, культуру отношений, культуру поведения |
«Сотвори солнце в себе»
«Рыцарский турнир» «Мой путь к доброте» «Добрые и недобрые дела» «Дружба – главное чудо» |
акция добра
праздник классный час дискуссия
классный час |
Художественно-эстетическое |
— формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;
— создать атмосферу взаимной заинтересованности |
«Самым любимым и родным»
«Прекрасное в моей жизни» «Правила хорошего тона» «Чудеса своими руками», «Природа и фантазия» «Фестиваль увлечений» «Этика и этикет» |
конкурс стихов
коллаж учебная игра
конкурсы поделок проект классный час |
Наша безопасность и профилактическая работа
|
— развивать умение контролировать свои поступки;
— проводить профилактику асоциального поведения; — пропагандировать ЗОЖ |
«Безопасность дорожного движения»
«Кто кого, или Ребенок в мире вредных привычек» «Ты один остался дома» «К чему может привести шалость» «Мы за здоровый образ жизни» |
беседа
игра
классный час
классный час
конкурс рисунков |
4 класс «Жизнь дана на добрые дела»
Направления | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Спортивно-оздоровительное | формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье | «Посеешь привычку – пожнёшь характер»
«Всей семьей – на старт!» «Секреты здорового питания» Спартакиада школьников |
устный журнал
соревнование классный час соревнования |
Трудовое и экологическое | — формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении;
— воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе |
«Порядок в труде – порядок в знаниях»
«Школьный двор – лучший двор» «Экологическая тропа» «Твои трудовые обязанности» «Земля – наш дом»
|
рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома
трудовая акция игра – путешествие классный час агитбригада
|
Гражданско-патриотическое | — развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;
— обучать пониманию смысла человеческого существования |
«Природа родного края»
«Не лозунги, а дела» «У войны не женское лицо» «Жизнь дана на добрые дела» «Права ребенка в новом веке» «Как научиться жить в мире людей» «Мы – дружный класс!» |
посещение Краеведческого музея
акция исследовательская деятельность круглый стол в кругу друзей классный час дискуссия классный час |
Научно-познавательное | — создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии; | Предметные олимпиады
Интеллектуально-творческий марафон Фестиваль Знаний и творчества Путешествие эрудитов |
интеллектуальный конкурс
смотр достижений выпускников начальной школы игра |
Духовно-нравственное | — учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
— поддерживать и направлять работу органов самоуправления |
«Мои интересы, мои возможности»
«Я умею, я могу, я хочу» «Помоги другу» «Упрямство – хорошо или плохо» «Основные законы бесконфликтного существования» «Каждый человек достоин уважения» |
беседа
отчёт о выполнении обязанностей акция помощи классный час беседа
классный час
|
Художественно-эстетическое |
формировать желание активно преобразовывать действительность | Литературно-музыкальная гостиная «В мире прекрасного»
«Школьные годы чудесные» «Гармония в природе» «Мы рисуем» «Чудеса своими руками» |
праздник
выпуск журнала экологический плакат конкурсы рисунков конкурс поделок |
«Наша безопасность и профилактическая работа»
|
— развивать умение контролировать свои поступки;
— проводить профилактику асоциального поведения; — пропагандировать ЗОЖ |
«Курить или не курить?»
«Правила обращения со взрывоопасными предметами» «Умей сказать «НЕТ!» «Дети и компьютер» «У тебя зазвонил телефон…» Знатоки ПДД «Опасные и безопасные ситуации» |
беседа
классный час агитбригада беседа классный час конкурс круглый стол |
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Основные направления | Формы работы с семьёй |
психолого-педагогическое просвещение родителей | родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально — технической базы школы и класса | |
шефская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
Подготовительный период |
||
май | Условия приёма детей в 1 класс. | администрация школы, учитель |
июнь | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. | администрация школы, учитель |
1 класс |
||
сентябрь | Младший школьник: особенности развития. | учитель |
октябрь | Трудности адаптации первоклассников. | учитель |
декабрь | Родителям о внимании и внимательности. | учитель |
февраль | Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? | учитель, психолог |
апрель | Итоги адаптации первоклассников. | учитель |
май | Перелистывая страницы учебного года. | учитель |
2 класс |
||
I четверть | Умеете ли вы любить своего ребенка? | учитель |
II четверть | Путь к успеху, или Эти трудные домашние задания | учитель |
III четверть | Принципы родительского воспитания | учитель |
IV четверть | Вся семья вместе, так и душа на месте | учитель |
3 класс |
||
I четверть | Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем | учитель |
II четверть | Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни | учитель, врач |
III четверть | Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка | учитель, библиотекарь |
IV четверть | Тайна мирного домика | учитель |
4 класс |
||
I четверть | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | врач, учитель |
II четверть | Психологическая поддержка ребенка | учитель |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | учитель |
IV четверть | Школе мы не говорим «Прощай!», мы говорим «До новой встречи!» | учитель |
Приложения к программе «В мире добра»
Приложение № 1
Уровень культуры учащихся 1-4 классов
Показатели воспитанности
|
Признаки проявления разных уровней воспитанности | |||
4 – высокий | 3 – средний | 2 – низкий | 1 – очень низкий | |
Гуманность
|
Пресекает грубость, недобрые отношения к людям, заботится об окружающих | Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других | Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива | Недоброжелателен, груб |
Любознательность
|
Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам | Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную силу, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и в классе | Не осознает знаний, учится не в полную силу, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем | Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет |
Трудолюбие
|
Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезный труд в школе и за ее пределами | Осознает личную и общественную значимость труда, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе, и за ее пределами | Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых и товарищей | Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования |
Целеустремленность
|
Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии. | Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет. | Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи. | Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится. |
Культурный уровень
|
Много читает. Охотно посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Понимает искусство. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к культурной жизни. | Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Но интересуется литературой и искусством только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни. | Читает, посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает по совету или настоянию старших, родителей. | Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству. |
Требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию
|
Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, настойчиво работает над собой. | Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, работает над собой недостаточно. | Не самокритичен, самооценка завышена, работать над собой не умеет и нуждается в постоянной стимуляции со стороны товарищей и педагогов. | Не самокритичен и не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера. |
Приложение № 2
Сводный лист данных изучения уровня культуры учащихся _______ класса
№ | Фамилия, имя | Любознательность | Трудолюбие | Гуманность | Целеустремленность | Требовательность к себе | Культурный уровень | Уровень воспитанности |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 |
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей:
5 — ярко проявляется;
4 — проявляется;
3 — слабо проявляется;
2 — не проявляется.
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическая:
5 — 4,5 балла – высокий уровень;
4,5 — 3,9 балла – хороший уровень;
3,8 — 2,9 балла – средний уровень;
2,8 — 2 балла – низкий уровень.
В классе ________ учеников.
__________высокий уровень.
__________хороший уровень.
__________средний уровень.
__________низкий уровень.
Приложение № 3
Методика для изучения социализированности личности учащегося
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть всегда впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда считаю, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором напротив номера суждения ставится оценка
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент меньше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех – то это свидетельствует о средних результатах развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Приложение № 4
Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе
(методика М. И. Рожкова)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения
Каждый ребёнок заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы.
4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
4 3 2 1 0 5. Считаю, что мой класс способен к дружным самостоятельным действиям.
4 3 2 1 0 6. У нас в классе все обязанности четко и равномерно распределяются между ребятами.
4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив нашего класса хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
4 3 2 1 0 9. Считаю, что ребята нашей группы добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом группы.
4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
4 3 2 1 0 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий.
4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами.
4 3 2 1 0 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь друг другу в разрешении трудностей.
4 3 2 1 0 20. Считаю, что ребята, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
4 3 2 1 0 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов школьного самоуправления всего коллектива.
4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы наш класс достиг более высоких результатов.
4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и общественных организациях.
4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива класса.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».
Обработка результатов
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учеников в самоуправленческую деятельность (предложения 1–4);
2) организованность группового коллектива (5–8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12);
4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16);
5) отношения класса с другими общностями (17–20);
6) ответственность учащихся класса за дела всего коллектива школы (21–24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.
Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого 0,55 но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.
Приложение № 5
Методика социально-психологической самоаттестации коллектива
Цель: комплексная оценка развитости системы специфических отношений в первичном коллективе.
Инструкция
Проводимое исследование позволит оценить уровень социально-психологической развитости коллектива. Для этого вам предлагается список качеств и их толкование, которые характерны для высокоразвитого коллектива. Ориентируясь на заданный в описании образец, вы должны оценить отношения в своем коллективе, пользуясь предложенной шкалой.
Оценки следует давать следующим образом:
6 баллов – все члены коллектива обладают этим качеством;
5 баллов – почти все члены коллектива…
4 балла – простое большинство…
3 балла – половина…
2 балла – простое меньшинство…
1 балл – почти никто…
0 баллов – никто.
Ответственность – сознательное, добросовестное отношение к учебе, работе.
Коллективизм – стремление решать все вопросы сообща.
Сплоченность – единство мнений по важнейшим вопросам жизни класса.
Организованность – благоприятные личные взаимоотношения членов коллектива.
Контактность – отношение к новичкам, другим коллективам.
Открытость – умение налаживать оптимальное взаимодействие, распределять обязанности так, чтобы добиваться наибольшей эффективности в совместной работе.
Информированность – хорошее знание всеми ребятами состояние дел своего класса и друг друга.
Примечание. На каждой оси точкой отмечается средняя оценка данного качества коллектива. Общая оценка, полученная коллективом, проставляется в центре рельефа.
Три уровня развития коллектива:
низкий – до 3 баллов;
средний – от 3 до 3,9 баллов;
высокий – свыше 3,9 баллов.
Литература:
- Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний. — Волгоград: Учитель, 2008.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2001.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. — М.: Вербум-М, 2000.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4. — М.: ВАКО, 2007.
- Максимова Т.Н. Классные часы. — М.: ВАКО, 2010.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. — М.: ГИЦ Владос, 2002.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. — М.: 5 за знания, 2005.
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. — М.: ВАКО, 2005.
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 2 класс. — М.: ВАКО, 2005.
- Яценко И.Ф. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2009.