Внедрение формирующего оценивания в школе: три первых шага

Мастер-класс для педагогов, где на примере урока географии в пятом классе (раздела «Литосфера — твердая оболочка Земли») пошагово объясняется, как начать реализовывать технологию формирующего оценивания на практике

Внедрение любого педагогического инструмента требует от управленцев и учителей творческого подхода. Они изучают выбранную методику или технологию и начинают сложную работу по освоению и адаптации ее к своей практике. Так произошло с технологией формирующего оценивания (ФО) в школе Сургутского района.

Заместители директора по учебной работе МБОУ «Лянторская СОШ № 4» Ольга Салова и Елена Иванова отметили: поначалу «некоторые аспекты реализации разработанного М. Пинской девятишагового алгоритма внедрения нам были непонятны: сколько должно быть целей, как их правильно сформулировать…» Но сейчас, два года спустя после начала внедренческой работы, удовлетворяющие их ответы найдены. Предлагаем вашему вниманию фрагмент публикации Ольги Саловой и Елены Ивановой, где раскрываются важные нюансы работы на начальном этапе внедрения формирующего оценивания.

Второй год мы работаем над внедрением технологии формирующего оценивания. Сначала использовали отдельные приемы (ассоциации, тесты, карта понятий…), и это не вызывало затруднений. Когда перешли к освоению алгоритма целиком, стало сложнее. Вроде бы все шаги сформулированы ясно, но когда доходит до практической реализации, сразу встает вопрос: а что конкретно делать учителю?

 

Ступени алгоритма

На первом шаге алгоритма надо соотнести планируемые результаты с изучаемыми темами. Это легче сделать, когда планируемые результаты сформулированы четко, а не так, что в одном предложении описывается множество разных результатов.

Можно, конечно, просто взять федеральную программу и выписать планируемые результаты оттуда. Но в федеральной программе даны очень общие формулировки. К примеру, там есть такая формулировка: «Различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору. Показывать на карте, обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа». Мы постарались сформулировать это проще и конкретнее: различать изученные горные породы и минералы; знать понятия «земная кора», «ядро», «мантия», «материковая и океаническая земная кора»; применять понятие «литосфера» для решения практически ориентированных задач…

Работая над первым шагом, мы обратились к опыту коллег. Благодаря подсказке директора образовательного центра из Кирова мы использовали прием «Лента времени». Этот прием позволил разнести по времени темы уроков, а затем по каждой теме расписать цели урока и планируемые результаты.

Фрагмент технологической карты урока (ее начало)

Таким образом ребята получают наглядную картину, возможность визуально представить, сколько будет уроков по теме, что они должны знать и уметь. И тут же показываем демоверсию контрольной работы по итогам изучения данной темы.

Под каждый урок также составляются таблички с критериями оценивания и обозначением того, что проверяется.

Второй шаг алгоритма — формулирование цели урока как условие достижения образовательных результатов деятельности обучающихся. А что при этом делать учителю?

Мы объясняли коллегам на мастер-классе, что цель надо сформулировать так, чтобы она была понятной ученику. Она должна быть диагностируемой. Учитель может сформулировать две цели. Первая — что он собирается достичь, вторая — к чему должны стремиться дети.

Вот условие одного из заданий, которые мы давали коллегам на мастер-классе. Перед вами формулировки цели первого урока.

Сформулируйте и запишите цель вашего урока для учителя и для обучающегося.

Поясню, на мастер-классе мы взяли раздел географии, рассчитанный на 8 учебных часов, и поделили учителей на 6 групп. Первый урок был мой (я вела мастер-класс). Остальные 6 часов распределили на 6 групп (последнее, восьмое занятие — контрольная работа). Каждая группа прорабатывала свою часть материала.

Но вернемся к процессу формулирования целей урока. Что еще важно понимать? Когда учащиеся понимают и принимают цель урока, они становятся более активными и мотивированными. Очень важно, чтобы цель на языке учеников была весь урок перед глазами детей, чтобы они могли отслеживать, как приближаются к ней, осуществлять необходимую коррекцию и определять содержание и характер дальнейшей работы. Постепенно учитель может вовлекать детей в процесс постановки целей урока. Каким образом?

Способ № 1. Учитель может объяснить цель урока детям, а потом попросить их, чтобы они в парах обсудили и перефразировали цель своими словами. Так он увидит, все ли ученики хорошо поняли его.

Способ № 2. Учитель обращает внимание на записанную на доске тему и просит учеников индивидуально, а затем в парах определить для себя цели на данный урок. Предложения записываются на доске, потом учитель обобщает сказанное учениками, и таким образом определяется цель учеников — планируемый результат их деятельности.

Способ № 3. Можно написать на доске ключевые понятия урока. Учитель сосредотачивает на них внимание и просит спрогнозировать, что они могут означать. Что мы можем сделать, чтобы точно узнать? Вместе с учениками учитель формулирует цели.

Третий шаг — формулирование задач урока. В этом помогает прием двойной рефлексии. Это табличка, в которую заносятся вопросы в соответствии с планируемыми результатами и целями текущего урока. Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают (ставят плюсы в соответствующих ячейках таблицы) или умеют делать в рамках заявленной цели урока.

Те вопросы, которые попадают в категорию «не знаю», становятся задачами урока для обучающихся. В конце урока дети себя оценивают снова, и в идеале они должны поставить все плюсы. Если же у кого-то остался минус, учитель понимает, что на следующем уроке это нужно отработать…

 

P.S. Опыт реализации последующих шагов алгоритма внедрения ФО описан во второй части материала Ольги Саловой и Елены Ивановой. В полной версии публикации также содержатся приложения «Технологическая карта алгоритма построения структуры технологии формирующего оценивания», «Критерии оценивания образовательных результатов обучающихся по теме «Земная кора – верхняя часть литосферы»», «Лист индивидуальных образовательных достижений (для ученика)». Полностью материал опубликован в интерактивном пособии «Развитие образовательной организации».

Источник