Цветок, его значение и строение

Урок биологии в 6 классе

 
Цели:
Обучающая:
— познакомить учащихся с внешним и внутренним строением цветка;
— раскрыть взаимосвязь между особенностями строения цветка и выполняемыми функциями;
— выяснить строение околоцветника, их значение для растения и возможность практического использования;
— развить умение работать с натуральными объектами; умение анализировать, сравнивать, обобщать
Развивающая:
— расширить представления учащихся о многообразии цветов;
— формировать умение ценить прекрасное в природе.
Воспитательная:
— формировать навыки работы в коллективе;
— формировать чувство бережного отношения к окружающей природе;
— поддерживать интерес к предмету через развитие исследовательской деятельности учащихся.
Коррекционно-развивающая:
— развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
— активизировать и обогащать словарный запас слов через практическое употребление сложных слов;
— корригировать зрительную и слуховую память;

Задачи:
— развивать понятие о цветке как о видоизмененном побеге;
— изучить особенности строения цветка;
— рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.
 
Оборудование: живые цветки комнатных растений, модели цветков, таблицы, ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
Методы: исследовательский, частично-поисковый.
Тип урока: комбинированный
 
 
Ход урока:
 
I. Лабораторная работа № 14
Рассмотрение строения цветка
 
1. Изучение нового материала
Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад. Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос. Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии.
Цветы могут быть даже символами могущества и королевской власти. «Геральдическая лилия», прообразом которой была вовсе не лилия, а ирис-касатик, украшала гербы и национальные флаги многих стран Европы. Как эмблема королевской власти во Франции лилия используется с X века, с XII века изображается на гербе и флаге французских королей. Изображение лилии было также на королевской печати и монетах.

— Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же такое цветок, и зачем он нужен растению?

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.
В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок. Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков, в которых образуется пыльца, и тычиночной нити, по которой подводятся питательные вещества и вода. Женский половой орган – гинецей (пестик). Он состоит из рыльца, на которое должна попадать пыльца, выполняющего опорные функции столбика и завязи, содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники, которые выделяют сахаристый нектар.
 
2. Закрепление материала
Учащиеся отвечают на вопросы: что такое пестик? Что такое тычинка?

Пестик ♀ – женская часть цветка. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь. Завязь – часть пестика, из которого образуется плод.
Тычинка ♂ – мужская часть цветка. Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
 
Объяснение материала с опорой на презентацию.

Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.
 
Дальше следует введение и отработка понятий: «простой и двойной околоцветник», «обоеполые и раздельнополые цветки», «правильные и неправильные цветки», «формула цветка».

1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным.
2) Околоцветник, у которого все листочки около цветника более или менее одинаковы, называется простым.
3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми.
4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными, или раздельнополыми.
5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные.
6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные.
7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными.
8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными.
9) Формула цветка:
Л – лепестки,
Ч – чашечка,
Т – тычинка
П – пестик(и),
^ — неправильный цветок,
* — правильный цветок,
♀ — пестичные (женские цветки),
♂ — тычиночные (мужские цветки),
♂♀ — обоеполые цветки,
( .) – сросшиеся части цветка.
Цифры – количество частей цветка,
∞ — число частей цветка больше 12.
 
II. Лабораторная работа «Строение цветка»
Выполняется по инструктивной карточке учебника.
 
III. Закрепление знаний
Задание. Подпишите части цветка, используя рисунок

Индивидуальная работа учащихся с предложенным рисунком.
 
IV. Домашнее задание
1. Параграф … (по учебнику)
2. Задание. Назовите главные части цветка, обозначенные знаком ♂ (копье Марса) и знаком ♀ (зеркало Венеры). Объясните их строение и выполняемую функцию.

Строение
Функция

Автор: Коваленко Григорий Сергеевич, учитель биологии ГУ СШ №122