Вектор развития
27 ноября состоится финал Всероссийского конкурса по отбору лучших образовательных программ и моделей индивидуальных учебных планов для обучающихся 5-11 классов региональных центров выявления и поддержки одаренных детей «Вектор 2020». К 2024 году такие региональные центры будут работать во всех субъектах России. Они станут ядром системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.
Финал Всероссийского конкурса по отбору лучших образовательных программ и моделей индивидуальных учебных планов для обучающихся 5-11 классов региональных центров выявления и поддержки одаренных детей «Вектор 2020» состоится 27 ноября на базе Общественной палаты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и ведущих музейных площадках Москвы.
В финале примут участие 27 специалистов из числа педагогических работников региональных центров, а также образовательных организаций всех типов и форм собственности, работающих с одаренными детьми, из 20 регионов России, набравших максимальное количество баллов в своей номинации. Участников ждут презентация и защита конкурсных работ, а также ответы на вопросы членов жюри из числа выдающихся педагогов, ученых, спортсменов, деятелей культуры и искусства, представителей индустриальных и технологических компаний.
Министерство просвещения Российской Федерации проводит Конкурс «Вектор 2020» с 20 июля по 27 ноября 2020 года с целью совершенствования программно-методического обеспечения работы с одаренными детьми по тематическим направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт» и активизации работы региональных центров и образовательных организаций, деятельность которых направлена на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи и профессиональную ориентацию обучающихся. Оператором по проведению Конкурса является автономная некоммерческая организация по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций».
В ходе заочного этапа, который проходил до 10 сентября, на Конкурс было подано более 150 работ из 37 регионов Российской Федерации.
Конкурс проводится по следующим направлениям:
- Лучшая модульная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся региональных центров – по тематическим направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт».
- Лучшая дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая, с применением дистанционных образовательных технологий – по тематическим направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт».
- Лучшая дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся по вопросам развития генетики.
- Лучшая практика формирования индивидуальных учебных планов.
- Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, обучающихся в региональном центре.
Конкурс проводится в рамках реализации мероприятий проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», а также в рамках исполнения поручений, изложенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 г. В ходе реализации проекта и исполнения поручений в 27 субъектах Российской Федерации созданы и реализует свою деятельность региональные центры выявления и поддержки одаренных детей.
К 2024 году такие центры будут работать во всех субъектах Российской Федерации. Региональный центр становится ядром всей региональной системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.
Целью реализации мероприятия по созданию и развитию Центра является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Основной задачей является выявление одаренных детей в области науки, искусства, спорта, их сопровождение и мониторинг дальнейшего развития; разработка и реализация образовательных программ для одаренных детей, включая реализацию на своей площадке интенсивных образовательных программ; формирование индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка, прошедшего обучение в региональном центре.
Еще одной задачей региональных центров является объединение общих усилий, координация и консолидация взаимодействия всех звеньев сложной, многопрофильной модели выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение организационно-аналитического и методического сопровождения по указанному направлению.
Создание региональных центров в 27 субъектах Российской Федерации позволило консолидировать имеющиеся возможности, систематизировать работу не только вновь созданных центров, но и других образовательных учреждений в части проведения комплекса мероприятий, направленных на выявление, сопровождение и адресную поддержку одаренных и талантливых детей и молодежи, обеспечивающих их личностную, социальную самореализацию и профессиональное самоопределение, а также в части формирования условий для эффективного выявления, сопровождения и поддержки детской одаренности, а также расширения организационно-педагогических возможностей и материально-технической базы для осуществления образовательной деятельности в интересах одаренных детей – обучающихся образовательных учреждений.
В рамках комплексного проекта по организационно-методическому и аналитическому сопровождению обеспечения деятельности региональных центров выявления и поддержки одаренных детей в 2020 году организована и проведена стратегическая сессия по обеспечению эффективной реализации деятельности региональных центров выявления и поддержки одаренных детей, ведется ежемесячный мониторинг деятельности региональных центров. Охват обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в региональных центрах, созданных в 2019-2020 гг. составляет более 25 процентов от общего числа обучающихся в 5-11 классах.