Важные правила для учителя, в классе которого есть дети с заиканием
Работа с детьми – это кропотливый труд, требующий от педагога невероятного терпения и мудрости. Эти качества и внимание учителя особенно нужны некоторым группам детей. Сегодня речь пойдет о детях с заиканием – расстройством, из-за которого ребенок может стать неуверенным в себе, замкнутым и испытывать трудности в обучении. Как учитель может помочь таким детям, рассказываем в нашей статье.
Факты и мифы
Заикание наблюдается примерно у 1% населения Земли. То есть около 70 миллионов людей во всем мире заикаются. На качестве жизни это расстройство может совершенно не сказываться. К примеру, оно отмечалось у таких успешных людей, как политики Джо Байден и Уинстон Черчилль, актеры Николь Кидман и Сэмюэль Л. Джексон, певцы Эд Ширан и Элвис Пресли, ученый Чарльз Дарвин.
Спектр причин возникновения заикания очень широк: от наследственности до гиперактивности правого полушария мозга. Согласно определению Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA), заикание лучше всего понимать как нейрофизиологическое расстройство, которое, к слову, у некоторых детей с возрастом проходит даже без вмешательства специалистов.
Важно знать, что заикание не является симптомом тревоги или психологической проблемы, хотя может привести к их появлению. Оно также не связано с неправильным дыханием, хотя дыхательные упражнения могут помочь справиться с расстройством. И уж тем более оно не является отражением низкого интеллекта или показателем будущего успеха. Однако здесь есть один немаловажный нюанс. Да, заикание не имеет непосредственного влияния на успешность ребенка, но оно может стать причиной неуверенности в себе, чрезмерной стеснительности, замкнутости и, как следствие, целого ряда проблем, в том числе в обучении. Такое развитие событий, прежде всего, может быть связано с насмешками со стороны одноклассников и попустительством учителей.
Важные правила комфортной среды
Что же может сделать педагог, чтобы ребенок с заиканием чувствовал себя в классе комфортно?
Не стройте иллюзий
Помните, что перед вами ребенок, испытывающий определенные трудности в общении, а это значит, что у него не все может получаться в учебе так же хорошо и быстро, как у его ровесников. Постарайтесь соотносить желаемое с действительным – не требуйте слишком многого. При этом не ограничивайте участие ребенка в уроках, позвольте ему почувствовать себя таким же, как все. К примеру, не стоит игнорировать его желание ответить устно или выйти к доске. Ведь для него очень важно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения.
Спрашивайте правильно и не перебивайте
Желательно, чтобы вопросы, обращенные к ученику с заиканием, требовали однозначных («да» / «нет») или коротких ответов. Так ребенок будет меньше заикаться (а то и вовсе ответит без запинки!) и это поможет ему настроиться на успех.
Не перебивайте его, не торопите и не пытайтесь договорить за него слово или фразу. Контролируйте свои жесты и мимику – ничто в вас не должно выдавать нетерпения, раздражения, досады или жалости.
Пресекайте травлю
Насмешки и презрение одноклассников, как уже говорилось выше, могут заставить ребенка уйти в себя: он начнет избегать общения, выступлений у доски, будет стесняться отвечать в присутствии других детей на вопросы педагога. Все это может отразиться и на психическом здоровье, и на успеваемости. Постарайтесь не допустить этого: мягко, но четко объясните ученикам, что люди с заиканием нуждаются в понимании и поддержке. Пресекайте любые попытки травли, но не спешите наказывать виновных, дайте им шанс извиниться перед одноклассником.
Следите за готовностью и усложняйте задачу постепенно
Научиться плавать, прыгнув с моста, теоретически можно. Но вряд ли призрачный результат стоит вероятных последствий. Не заставляйте ребенка, который испытывает трудности с речью, выходить, к примеру, с докладом на публику. Сперва убедитесь, что ученик готов к этому. Если вы понимаете, что выступление заставит его сильно переживать, предложите прочитать лишь небольшой отрывок доклада, заранее потренировавшись с вами наедине. Чем спокойнее будет ученик, тем больше у него будет шансов на успех. А уже когда он обретет некоторую уверенность в себе, задачу можно начинать усложнять. И куда быстрее дело пойдет в дружелюбной обстановке, создать которую под силу педагогу.
Конечно, приведенные выше рекомендации не избавят заикающегося ребенка от его проблемы. Однако от педагога, его чуткости и мудрости зависит очень многое. Будьте внимательны к ученику, который испытывает проблемы с речью, защитите его от травли, помогите максимально влиться в жизнь класса, постарайтесь по возможности адаптировать под него учебные задачи, и тогда в будущем школьные годы он будет вспоминать не как «каторгу», а как счастливое время, когда у него был настоящий друг и наставник − его учитель.