В России появятся «золотые стандарты» инклюзивного образования
1 декабря в Университете «Сириус» открылась междисциплинарная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование — инклюзивное общество». В течение трех дней участники, среди которых ученые, педагоги, психологи, врачи и родители детей с ограниченными особенностями здоровья (ОВЗ) — всего 300 человек из 40 регионов нашей страны, а также три спикера из США — обсуждают доказательные подходы к включению детей с ментальными особенностями в общее образование.
По словам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, которая обратилась к собравшимся по видеосвязи, тема инклюзии очень важна и в ней не может быть равнодушных — она для людей с широкой душой. Детский омбудсмен отметила, что в этой сфере активную роль играют некоммерческие организации, а также студенты и волонтеры, и предложила рассмотреть инициативы, связанные с инклюзивным образованием.
Кстати, третье декабря во всем мире будет отмечаться как Международный день инвалидов.
— Всего в мире насчитывается 93 миллиона детей с ОВЗ, большинство из которых не имеют диагноза и не получают услуг, — рассказала руководитель направления РАС научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Елена Григоренко. — В США — 7,3 миллиона детей с ОВЗ, из которых 14 процентов получают образование.
Декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко считает, что образование особых детей должно быть не ради образования, а для получения профессии с максимальной социализацией.
— В медицинских вузах появились студенты с ОВЗ, — объяснила замминистра здравоохранения РФ Татьяна Семенова. — Большинство из них с невидимыми нарушениями. Тем не менее есть недопуски. Конечно, без зрения и слуха студенты не смогут стать врачами, ведь это их инструмент в работе. Инклюзивное образование очень важно, и однозначно нужно учиться в одинаковых условиях, но ребята с ОВЗ требуют особых условий, и среда должна их создавать. Приятно, когда пандусы и широкая дверь в туалете становятся нормой, но еще десять лет назад в нашей стране такого не было.
Как рассказал член правления Ассоциации «Аутизм-Регионы» Евгений Бондарь, основные проблемы инклюзивного образования в России — это недостаток финансирования, слабая нормативная база и недостаточность компетенций. А вся система находится в зачаточном состоянии.
— Мы выступаем за создание системы, объединив 66 организаций из 28 регионов России, — сказал он, — и сталкиваемся с колоссальным родительским запросом для обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в инклюзивной среде. РАС — чрезвычайно сложная категория детей, и их количество составляет около одного процента, что очень много. Все они разные, и для каждого требуются индивидуальные условия и серьезные компетенции педагогов.
Проект «Аутизм — Регионы» «Ресурсный класс», созданный по инициативе родителей, более семи лет реализуется по всей стране. Уже открыты около сотни таких классов, в которых в первую очередь за счет президентских грантов учатся более тысячи детей. Сначала это была попытка перенесения американского опыта, но постепенно проект превратился в самостоятельную модель, одобренную минобром. Ресурсный класс работает и в Краснодарском крае, а скоро откроется в Сочи.
Тем временем, как отметила руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, федеральная территория Сириус станет местом, где будут выработаны «золотые стандарты» инклюзивного образования.
Таблетки от аутизма не существует, единодушно отметили участники мероприятия. Можно сказать, что общество не готово к инклюзии, но это не совсем так. По словам выступавших, не все понимают этот термин, но, когда расшифровываешь, большинство родителей оказываются не против, чтобы с их детьми обучались ребята с ОВЗ, и это огромный системный успех. При этом подчеркивалось: в России прогрессивное законодательство — действует конвенция ООН о правах инвалидов и закон об образовании, куда входит инклюзия.
Потенциальные кадры и возможности есть, но главное — это дети, которым нужно помогать. Правда, сначала, как в советском мультфильме, надо пересчитать всех детей с ОВЗ.
— В дошкольном образовании около 100 тысяч детей с непоставленными диагнозами, — заключила эксперт Фонда «Обнаженные сердца» Татьяна Морозова. — Таким образом, нам нужны десятки тысяч специалистов для десятков тысяч детей.