В мире всегда есть место подвигу


Урок мужества в 5 классе


Вырапаева Анжелика и Ильницкий Илья, ученики 5«а» класса МБОУ СОШ № 15, г. Йошкар-Олы, Республика Марий Эл
Куратор: Ташпаева Татьяна Владимировна — почётный работник общего образования РФ, учитель русского языка и литературы


 

Цель: формирование представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
Задачи:
— формирование представления у учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых человека;
— вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войн и их сверстниками в мирное время;
— увеличение познавательного интереса обучающихся к вопросам патриотизма, неравнодушия, здорового образа жизни, бережного отношения к родным и близким;
— воспитание патриотических качеств личности учащихся, раскрытие понятия «мужество»;
— мотивация детей к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям, повышению социальной активности.

 
Ход урока:
 
Ученик 1: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня тема нашего внеклассного урока «Что такое мужество?». Мы так много слышим о мужестве, о героических поступках, читаем про них в книгах, но что мы на самом деле знаем о мужестве?
 
Ученик 2: Я часто слышу яростные споры,
Кому из поколений повезло.
А то вдруг раздаются разговоры,
Что, дескать, время подвигов прошло.

Лишь на войне кидают в дот гранаты,
Идут в разведку в логово врага,
По стеклам штаба бьют из автомата
И в схватке добывают «языка»!

А в мирный день такое отпадает.
Ну, где себя проявишь и когда?
Ведь не всегда пожары возникают,
И тонут люди тоже не всегда!

Что ж, коль сердца на подвиги равняются,
Мне, скажем прямо, это по душе.
Но только так проблемы не решаются,
И пусть дома пореже загораются,
А люди пусть не тонут вообще!

Ученик 1: И споры о различье поколений,
По-моему, нелепы и смешны.
Ведь поколенья так же, как ступени,
Всегда равны по весу и значенью
И меж собой навечно скреплены.

Кто выдумал, что нынче не бывает
Побед, ранений, а порой смертей?
Ведь есть еще подобие людей
И те, кто перед злом не отступают.

И подвиг тут не меньше, чем на фронте!
Ведь дрянь, до пят пропахшая вином,
Она всегда втроем иль впятером.
А он шагнул и говорит им: — Бросьте!

Там — кулаки с кастетами, с ножами,
Там ненависть прицелилась в него.
А у него лишь правда за плечами
Да мужество, и больше ничего!

И пусть тут быть любой неравной драке,
Он не уйдет, не повернет назад.
А это вам не легче, чем в атаке,
И он герой не меньше, чем солдат!

Ученик 2: Есть много разновидностей геройства,
Но я бы к ним еще приплюсовал
И мужество чуть-чуть иного свойства:
Готовое к поступку благородство,
Как взрыва ожидающий запал.

Ученик 1: Только что вы услышали строки из стихотворения Эдуарда Асадова «Неприметные герои». Как вы думаете, о чем оно?

(Ответы ребят: о героизме, о подвигах в простой жизни, о мужестве)
 
Ученик 2: Да, все верно. Это стихотворение говорит нам о неприметных героях, о тех, кто и в будние дни отважен и мужествен. А что такое мужество?

(Ответы ребят: «Мужество – это решительность, смелость, умение проявить себя»)

Да, мужество – это способность человека действовать смело, самоотверженно в той или иной конкретной ситуации, несмотря порой на грозящую смертельную опасность.
 
Ученик 1: На встрече с ветеранами нам с вами рассказывали о том, как в годы Великой Отечественной войны советские люди проявляли истинное мужество на полях сражений, защищая свою Родину. Но не только солдаты, стоя под пулями, были мужественны. Отвагу и мужество проявляли и те, кто работал без отдыха на заводах; дети, которые делили последний кусочек хлеба с близкими и работали наравне со взрослыми во имя общей победы. И именно мужество помогло им пережить беды и несчастья того времени.
 
Ученик 2: Мы благодарны нашим предкам за то, что они выстояли и стали примером героизма, мужества и отваги для нас и всех жителей земли.
Сейчас мы живем в мирное время. Но и сейчас в жизни возникают ситуации, требующие проявить смелость, отчаянность вопреки страху смерти. Такое мужественное поведение свойственно представителям многих профессий, например, полицейским, пожарным. Не случайно во многих странах есть медали «За мужество», которыми награждают наиболее отличившихся людей.
 
Ученик 1: В России утверждена государственная награда — орден Мужества. Орденом Мужества могут награждаться граждане России за мужество, самоотверженность и отвагу, которые были проявлены при охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, спасении людей во время стихийных бедствий, катастроф, пожаров и в других чрезвычайных обстоятельствах, а также за решительные и смелые действия при исполнении воинского, служебного или гражданского долга, которые были сопряжены с риском для жизни.

Женя Табаков

Ученик 2: Самым молодым гражданином России, который был награжден орденом Мужества, является 7-летний мальчик Женя Табаков. Он был представлен к ордену посмертно. 28 ноября 2008 года ученик 2-го класса погиб, пытаясь защитить свою родную 12-летнюю сестру от насильника.

Ученик 1: Мальчику было всего 7 лет, но в свои юные годы он проявил самые высокие человеческие качества, которые не присущи многим взрослым. На его примере ребята впитывают в себя понятие о том, что надо защищать своих близких и свою Родину.

Данил Садыков

Ученик 2: Посмертно героем признан и Данил Садыков из Набережных Челнов. Орден Мужества выдали отцу мальчика, спасшего от смерти 9-летнего ребенка. Тот упал в фонтан, вода в котором была под высоким напряжением. Все кричали, призывая на помощь, но на выручку пришел только Данил. Ценой собственной жизни Данил вытащил ребенка из воды, получил сильнейший удар током и умер до приезда скорой помощи.
 
Ученик 1: Некоторое время назад по телевизору показали сюжет, который многих просто потряс. Весь класс одной из московских школ, вышел на улицы Москвы, чтобы собрать деньги для лечения своей больной раком одноклассницы Риты Алькаевой. Нет, ребята не просили милостыню, они мыли машины и танцевали, придумав замечательный флешмоб. Ребята собрали много денег, которые в их возрасте могли бы потратить на развлечения, но они отдали их больной подруге, чтобы та смогла пройти курс лечения за границей.
 
Ученик 2: К сожалению, Риту спасти не удалось, но, как стало известно позже, благодаря помощи одноклассников, Рита прожила более полугода, вместо изначально обещанных врачами месяца-двух, и узнала, какие замечательные у нее друзья. Этих ребят не наградили орденами, но их поступком можно гордиться. Это не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Надо иметь мужество, чтобы найти в себе силы бороться с болезнью, а ребятам выйти на улицы, чтобы провести свою акцию.
 
Ученик 1: Узнавать о детях-героях и радостно и грустно, порой до боли. Но большие герои не появляются из ниоткуда. Они вырастают из маленьких героев. А как маленькие люди становятся такими? Как вы думаете?
 
Ученик 2: Да, все верно. На примере своих родителей, близких, родственников. Конечно, огромное значение имеют фильмы, которые дети смотрят, книги, которые сначала читают им родители, а затем они читают сами.
 
Ученик 1: Посмотрите вокруг, наверняка, и вы знаете детей, подростков, которым, к счастью, не пришлось совершать геройских поступков, но которые явно способны на огромную отдачу ради близких. Ребенка, спасшего котенка, тоже можно считать героем. А поход за покупками для пожилых соседей пусть и не геройство, но очень важный поступок, как и попытка приготовить обед, когда у мамы болит голова. Не так ли? А в повседневной жизни какое проявление мужества можно еще встретить? (Ответы ребят)
 
Ученик 2: Человек, боящийся публичных выступлений, проявляет высшее мужество, выходя на трибуну. Тот, кто принимает решения, не менее силен духом, когда ему приходится признаваться в собственных ошибках. А еще признаться за разбитую вазу или сломанную вещь тоже необходимо мужество. Как и в борьбе с неизлечимыми болезнями. Так что же такое мужество? (Ответы детей)
 
Ученик 1: Мужество высоко ценилось людьми во все времена. Вот цитаты великих людей про мужество.
«Мужество — это бесстрашие, разум — это понимание добра и зла, сила — это способность к действию, герой — кто совмещает в себе эти три достоинства» (Видьяпати)
«Жизнь — это борьба, и чтобы в ней одержать достойную победу, человеку нужно повседневное мужество» (В. Зубков)
«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И.Гёте)
 
Ученик 2: Таким образом, мы можем сделать вывод, что мужество – это качество, позволяющее сохранить уравновешенность, смелость и мудрость при любых обстоятельствах, принять и выполнить взвешенное и продуманное решение, невзирая на риски. И также мужество – это спокойная храбрость, присутствие духа не только в беде, опасности, но и проявление силы духа в повседневной жизни.
 
Ученик 1: Да, главное всегда оставаться человеком! Совершайте добрые поступки, пусть они будут совсем незначительными в глобальном масштабе, но это будут первые шаги на пути к подвигу, героизму и проявлению мужества.
 
Ученик 2: В завершение нашего урока мы хотим провести мастер-класс по раскрашиванию «Свечи памяти». А форму основы мы выбрали соответствующую нашей теме: мы будем раскрашивать орден Мужества.

(Работа детей со свечой Памяти)

— Зажечь в память о посмертно награжденных.