В каждой женщине должна быть загадка
Даже если она учитель и каждый день помогает совершать открытия
И даже если в этот день еще идет снег, небо затянуто свинцовой дымкой и с козырьков над подъездами грузно свисают уставшие от бесконечного зимнего лежания и вот-вот готовые сорваться вниз заиндевелые шапки, мы говорим про этот день «солнечный». Потому что его озаряют улыбки и радостное сияние глаз. А не улыбнуться нельзя. Глядя, как, кажется, все мужское население планеты с утра выстраивается в очередь за цветами. Видя, как радуются те, кому эти цветы преподносят.
8 Марта чествуют женщину, ее неповторимость, ее вечную весну, ее профессиональную чуткость. Да-да, без разговоров о работе и роли женщин в развитии экономики, политики и общества не обойтись: этот праздник и родился в свое время в качестве доказательства, что женщины способны трудиться во всех сферах деятельности наравне с мужчинами. Они доказали это. Но заодно и показали, как ценна и прекрасна женственность, как она к месту в любом деле
В учителя поначалу с охотой идут без разбора по гендерному признаку. Остаются же в профессии чаще женщины, мужчины уходят в министры, стремясь изменить мир, оставляя заботу о формировании мировоззрения и пробуждении души своим очаровательным коллегам. А они, те, кто выбрал для себя миссию воспитания, пробуждения, и на самом деле очаровательны, они просто обязаны быть такими, дети небрежности в образе не прощают, для них учитель — эталон стиля и вкуса и еще повелитель особых тайн.
Лидия Антонова, экс-министр образования Московской области, рассказывала, как старшеклассники молоденькую учительницу усадили на шкаф. На возмущенные вопросы сбежавшегося на ее испуганные крики педколлектива: «Что же вы наделали, зачем?» дети удивленно ответили: «Так посмотрите, она же в домашних тапочках! Нам было неприятно на нее смотреть». Вот и приходится каждой Мариванне становиться Мэри Поппинс, и даже лучше… Чтобы было приятно смотреть, чтобы было интересно слушать, чтобы вместе с образом мисс Совершенство в класс вошло обаяние культуры грамотности.
Учитель начальных классов школы №5 имени 63-го Угличского пехотного полка Любовь Глузгал говорит, что, несмотря на то что и ее бабушка была педагогом, желание выбрать именно эту профессию у нее возникло из-за Тамары Михайловны. Девочка завороженно смотрела на отороченные мехами платья преподавательницы, следила за ее величественными жестами и… училась до исступления, ну не могла же она предстать пред строгие очи своего кумира неподготовленной, без выполненного домашнего задания или забыв параграф из учебника?!
— Это стало одним из главных моих уроков, — вспоминает учитель, — то, что, когда я пришла в родную школу уже специалистом, услышала от коллег не самые лестные отзывы о властительнице моих дум: и слишком она заносчива, и строгая, и неправильно себя ведет. Разве? Мы, ученики, ее обожали! И тогда я поняла: взрослые и дети воспринимают и оценивают многое абсолютно по-разному!
И еще Любовь Павловна поняла, что надо делать то, что по-настоящему хочется, и тогда все получится и будет интересно окружающим. Она стала осваивать информационные технологии задолго до того, как они обрели популярность в школе, и делала свои первые электронные уроки просто потому, что это было захватывающе. Придумывала экологические уроки, потому что они давали возможность объединить знания, тогда она и не знала о понятиях «конвергентности» и «метапредметности», но чувствовала, что дети должны ощутить и самостоятельно разобраться, как все связано со всем.
Любовь Павловна говорит, что дети младшего школьного возраста по природе своей творцы и исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Проектная деятельность как нельзя лучше помогает ей организовать образовательный процесс, направленный на развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. А сколько радости испытывает сам ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем!
Литература для ребенка, словно море в шторм, книги и их герои напоминают детям девятый вал, который вот-вот накроет с головой и утопит. Но на помощь им уже спешит она, педагог, и вскоре ее спасательный круг успокоит всех поддавшихся панике, позволит им ощутить себя в этой стихии в безопасности, а позже даже понять, что плывут они в самую удивительную страну — познания, любви и свободы. Ведь только книги дают полное ощущение силы и полета, уверенности в себе, учат мечтать и не бояться дерзать.
Любовь Павловна убеждена, что успех — это прежде всего процесс преодоления, процесс внутренней работы, тренировка сердца. И немного обстоятельства, ряд условий, которые складываются в пользу человека. Она теряется порой, по каким критериям оценивать ребенка, его нестандартность, богатство воображения, душевную работу. Для нее увидеть те внутренние изменения, которые происходят на уроке и после с его кругозором, с его личностным ростом, важнее демонстрации заучивания. И никогда не приходит ей в голову сравнивать детей между собой. «Они в любом случае будут разные!» — восклицает педагог. Она видит свою миссию в том, чтобы помогать своим ученикам быть такими, какие они есть, и раскрыть именно свой неповторимый потенциал. Как сказал Иван Бунин, каждый человек — это целый мир.
— Я хочу, — размышляет о своей миссии Любовь Глузгал, — чтобы каждый поступок давал мне и в реальности столько же сил и терпения, сколько я получаю от этого внутренней свободы и спокойствия. Если ребенок приходит в восторг от того, что подсолнух поворачивается вслед за солнцем, не оборви этот момент едким замечанием, а насладись с ним, восторгайся с ним. Пусть тебе все известно — почему, как, зачем, но сейчас ты должен быть вместе с ним, должен вместе с ним восходить, радоваться, сопереживать!
Доброжелательность и строгость, терпеливость и способность зажечь любопытство — педагоги находят порой самые невероятные дороги, чтобы достучаться до сердец, открывая их знаниям, новшествам, миру. И так важно сформировать свой стиль взаимоотношений с учениками, важно помогать им учиться с радостью, чтобы дети шли в школу с удовольствием и не теряли этого ощущения с годами! Один неверный шаг, неловкое замечание педагога могут отбить у маленького человека желание учиться. Его потом непросто восстановить.
Любовь Глузгал открыла свой Клондайк любви для абсолютно всех маленьких «старателей», шалунишек и бук, всезнаек и неисправимых мечтателей. И они, обогатившись ее любовью, раскрыли свои сердца навстречу. Так она осознала, что истина живет только в открытой душе и авторитет — только в чистых устах. Кстати, об этом говорил еще Бенедикт Спиноза.
Своим профессиональным кредо педагог считает афоризм Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». А еще она убеждена: чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. Так, она освоила еще и премудрости логопедии.
Друзья спрашивают ее вечерами: «Что делаешь?» — «Уроки». Она все время пытается найти новые интересные задачи к уроку. И радуется, когда задания можно построить на основе исторических фактов: в задаче по математике, например, фигурирует Царь-колокол, и из нее можно узнать, в каком году в Кремле был пожар, какой осколок колокола отвалился, что это XVI век, что это памятник. Ее третьеклашкам это нравится!
— Задачи интересные, — объясняет учитель, — тебе интересно, детям интересно.
При планировании уроков Любовь Павловна пишет: это этому, это тому. Она открывает своим третьеклассникам мир искусства, творчества, но она и спрашивает с них по полной. Таково ее педагогическое кредо.
— Кредо означает «верю», — говорит Любовь Глузгал. — Во что я верю? В то, что «ребенок безграничен — ищите ключ к нему, и он удивит вас», как утверждает Шалва Амонашвили. В то, что «учитель не открывает истины, он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор», как уверял Брюс Ли. Мои педагогические аксиомы просты: если я хочу, чтобы ребенок любил мои уроки, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю; если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве; если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь. Жизнь — сложное переплетение добрых, хороших ниточек, приятных моментов, удовлетворения и неудовольствия, неуспехов, нейтральных моментов. Важное в жизни — занятие любимым делом, которое приносит удовлетворение, главное — личные успехи и достижения твоих учеников. А самое главное — родные и близкие, семья.
Любовь Павловна учит работать тщательно. Когда при своих недюжинных способностях человек много трудится, ставит себе определенные цели, то открываются возможности их достижения. «Гений, — по словам Эдисона, — это один процент дарования и девяносто девять процентов пота». Главное, чтобы время не было потрачено вхолостую. Тут важно сочетание работоспособности и таланта, культуры, опыта. Поэтому Крейслер когда-то говорил на Брюссельском конкурсе в 1937 году: «Ну, ребята, все молодцы — всем первая премия, а жизнь решит, кто из вас поистине первый». Гениально, особенно если учесть, что адресовалось это тем великим — Давиду Ойстраху, Рикардо Однопосову.
Все дети одаренные, им просто нужно помочь проявить свои таланты, уверена Любовь Глузгал. Ведь пробиться очень трудно: читаешь письма великих и понимаешь, что во все времена одним давали все, другим — ничего. Пример — Мясковский и Шостакович. Первый — масштабнейшая личность — оказался заслонен младшим коллегой. При всей уникальности гения Дмитрия Дмитриевича, новизне его языка ему невероятно улыбнулась Фортуна. Ведь его 19‑летним исполняли Тосканини и Бруно Вальтер. Открылась зеленая улица.
Уходя с урока, она не ставит точку, считая этот день многоточием перед новыми поисками и находками! Надо быть собой, убеждена Любовь Глузгал, ни много ни мало. Если изменять себя, то не изменять себе. Убеждать, когда требует ситуация, смеяться, когда не можешь сдерживаться, даже на уроке. Быть просто человеком, таким, как нужно здесь и сейчас: у классной доски, за монитором компьютера, за круглым столом, за трибуной, на сцене… Она убеждена, что в школе здорово. Не всегда весело, но всегда увлекательно. Нужно делать все от души и уметь праздновать свои победы. Разные. И, продолжая идти вперед, всегда помнить, что нужно быть собой, уважая личность ребенка, идти своим путем, помогая это делать ученику, ставить свои цели, обучая тому же детей, праздновать свои победы, понимая, что они складываются из побед твоих учеников… А после этого на мгновение можно… взлететь.
Бывают люди, распахивающие все двери сразу. И живут они на полную катушку, но подарков от судьбы не ждут, предпочитая самостоятельно преподносить радостные события и себе, и окружающим. В начале педагогического пути Любовь Глузгал хотела делиться своими идеями, находками, ноу-хау и лайфхаками со всем миром. Она видела: получается! Она знала: у нее есть чем поделиться. Сейчас стала мудрее, но с опытом пришла скромность, и на вопрос: «Не хотелось бы поучаствовать в конкурсе «Учитель года?» отвечает: «Пусть молодые покажут свой азарт все изменить, преобразить, сделать школу лучше. Я же теперь поняла: соревноваться необходимо только с собой вчерашней».
В родной 5‑й Любовь Павловна училась и сама. История школы №5 Углича началась в 1965 году. К 1 сентября в старинном городе на Волге построили новый храм науки, возглавил его Глеб Федорович Ефимов, учитель от Бога, прекрасный человек, фронтовик, который вложил много сил и энергии в завершение работ по благоустройству школы. И каждый руководитель этой образовательной организации вносил частичку своей души в создание атмосферы этого дома, в рождение его традиций и прорывные новации.
Время несется стремительно. Пионеров и комсомольцев, прославлявших свою школу, гордившихся ею, сменили юные кадеты, которые сейчас достойно представляют школу на различных соревнованиях города, области, страны. Вместо бывших учеников пришли их дети, внуки. Но неизменными остались ценности, формируемые школой: порядочность, честность, ответственность, целеустремленность.
Выпускники школы проявили себя в разных областях жизни, попробовали разные профессии. Но есть и те, кто, как и Любовь Павловна, возвращаются в нее работать. Выпускники — значительная часть сегодняшнего педагогического коллектива.
И все же ее мир не ограничивается школой. Двое сыновей, школьник и взрослый, уже обретший семейное счастье, любимый муж, друзья. Она ходит на лыжах и ездит на велосипеде, выращивает орхидеи и печет пирожки с ревенем. Она настоящая. И это главная ценность.
Источник: ug.ru