В Госдуму внесены поправки к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В апреле 2022 года ряд сенаторов и депутатов внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о сокращении избыточной отчетности педагогов. В пояснительной записке авторы пишут, что направленное в регионы в 2020 году рекомендательное письмо Минпросвещения «О снижении документационной нагрузки учителей» оказалось неэффективным в силу своей необязательности.
Масштабы проблемы инициаторы описывают так: «По результатам различных социологических исследований, в том числе проведенных в период 2019-2021 годов, выявлено не менее 49 видов документов и отчетности, заполняемых учителями. 67% опрошенных педагогических работников подтверждают, что высокая документационная нагрузка учителя остается нерешенной проблемой. Результаты одного из международных исследований также показывают, что российская система образования самая забюрократизированная среди образовательных систем 36 стран мира: российский учитель трудится свыше 46 часов в неделю, затрачивая на заполнение планов и отчетов, а также на подготовку к урокам более 15 часов».
Вывод в пояснительной записке содержится такой: «Основными причинами такой нагрузки являются отсутствие законодательного ограничения на запрос учебно-методической и иной документации от учителя».
Законопроект предлагает утвердить несколько базовых принципов, связанных с документооборотом:
- профильное министерство может утвердить типовой перечень документов, который должен вести педагог;
- дублирование электронного документооборота в бумажной форме не требуется;
- сведения, которые прямо не оговорены в ФЗ «Об образовании», запрашиваются только через учредителя образовательной организации;
- не допускается возложение на педагогов работы, которая не предусмотрена типовыми перечнями.
Как видно из этих принципов, конкретных документов, которые должен вести учитель, законопроект не закрепляет. Это будет делать уже Министерство просвещения РФ при составлении типового перечня.
К сожалению, в числе базовых принципов документооборота отсутствует еще один важный принцип — запрет требовать от самого образовательного учреждения документов, которые такими перечнями не предусмотрены. Если школа, детский сад или колледж получит очередной запрос («сколько учащихся из многодетных семей», «сколько посещают спортивные школы, а сколько музыкальные» и т.д.), подготовить ответ без участия учителей не получится. А значит — не мытьем, так катаньем — директор будет требовать от учителей эту информацию. Которую затем придется сводить в одно еще и кому-то из завучей.
Учредители образовательных учреждений как правило муниципальные органы власти. Им будет логично «подмахнуть» запрос от какого-то ведомства к школам, чем спорить и портить репутацию сговорчивого.
Для решения проблем образовательных учреждений требуется изменить отношение чиновников к школе: она должна восприниматься не как инструмент для имитации ими бурной деятельности, а как заказчик, на которого возложена важная и ответственная задача.
Однако, даже в таком виде законопроект нужно отметить как прогрессивный. Он даст юридическую основу для того, чтобы учителя могли отстаивать и защищать свои права, а профсоюзы продолжали работать над дебюрократизацией системы образования в конкретных школах.
Внесение законопроекта доказывает, что те призывы, с которыми профсоюз обращается к органам власти в своей общественной кампании «Дайте учителю учить!», действительно актуальны. Мы рады, что депутаты и сенаторы к этим призывам прислушались.