Угроза детской «деменции»
Спикер Госдумы Володин провел онлайн-голосование против цифровизации в школе: что ждет детей поколения ИИ
Масштабный приход цифры в образование, онлайн-тесты по всем предметам, ИИ и дистанционка внезапно оказались на повестке дня. Тон дискуссии задает спикер Госдумы Вячеслав Володин, который у себя на канале провел голосование о «чрезмерности цифровизации». Кроме того, в парламенте заявили, что современная школа «воспитывает тиктокеров».
Против цифровизации в соцсети председателя нижней палаты парламента проголосовали 65% опрошенных, при этом всего подписчиков у Володина более 10 тысяч. Вопрос ставился бескомпромиссно: чрезмерна цифровизация или нет. Ответить можно только «да», «нет» или «все равно».
Впрочем, в преамбуле голосования даются примеры того, что именно в «цифре» плохо: «использование форматов дистанционного обучения, сокращение личного общения учителей с учениками, отказ от бумажных учебников и др.».
При этом нельзя сказать, что даже недоброжелатели «цифры» выступили единым фронтом. Нашлись те, кому не нравится дистанционка, но они против бумажных книг: «зачем детям таскать по десять учебников»? А некоторые сторонники прогресса пишут, что даже калькулятор, телефон или тот самый канал, на котором проходит опрос – тоже цифровизация. Еще можно отметить, что многим не нравится в цифровизации разглашение личных данных, которые вводятся «везде и всюду» при регистрации.
Чуть ранее другой депутат Госдумы, зампред комитета по экономической политике Михаил Делягин заявил, что современная школа «воспитывает тиктокеров». Мол, у всех молодых людей сейчас «кусочно-разрывное сознание». И ни с какого боку от него нет пользы: нет «нормальных молодых ученых… отсутствует подготовка и в ПТУ».
— Это все закономерно – никто не знает, что будет с образованием, – говорит методист, преподаватель СПО (средне-профессиональное образование), Анастасия Гордеева. – Во всех ветвях – в вузах, школах, в профессионально-технических училищах – такие же точно проблемы везде, по всему миру. Все вроде видят, что нельзя делать по-старому: сидеть и долбить правила тогда, когда в интернете их можно найти даже не за минуты, как раньше, а за секунды. Или читать огромные тома XIX века, в которых, признаться, большинству уже ничего не понятно… Есть разные футуристические модели развития образования с приходом цифровизации и ИИ. От полного упрощения и возвращения к традиции античной школы наподобие сократических, когда все знания передаются от учителя-ментора к ученику напрямую в небольшой, заметим, группе. До полного отказа от «живых» учителей в пользу ИИ. Или даже от школы – будет только онлайн-образование. И каждый ученик или его семья сами будут формировать траекторию обучения. Понятно, что в такой переломный период возникают настроения по подобию луддитских, когда людям кажется, что все зло от машин. Но неправы и те, мне кажется, кто считает, что уже через 5 лет «будет один сплошной интернет». Конечно, не будет, ни через 5, ни вообще. Цифровизация в школе, безусловно, нужна, и пусть развивается. Но что хотелось бы уменьшить – количество обязаловки. Хотелось бы видеть меньше повинности, а больше альтернативы при выборе рабочих порталов и систем, онлайн-программ и сайтов. Для обучения, выполнения заданий, общения и презентации материала перед учениками и студентами.
Одновременно с этим из противоположного лагеря, из онлайн-школ, сообщают, что ждут всплеска спроса на репетиторов. Особенно на тех, кто дистанционно преподает иностранные языки. Мол, уровень проникновения «цифры» в стране высок и опережает европейский. А еще чат-боты и прочий искусственный разум бешеными темпами развиваются. Для жителей окраин, малых городов онлайн-формат занятий может быть «не просто удобным, но и единственным». «Для тех, у кого в регионах нет школ узкой направленности, учителей, репетиторов», — уточняет спикер, основатель языковой онлайн-школы.
Она же считает, что на проекты с искусственным разумом в изучении языков пока уповать не стоит. ИИ «позволяет отрабатывать диалоги, улучшать грамматику, пополнять словарный запас». Но при этом ученику «без определенного бэкграунда» довольно сложно «разобраться в корректности ответов». Поэтому прямой контакт учитель-ученик все еще незаменим.
С другой стороны, карманный голосовой переводчик или устройство, которое можно носить в ухе, не невидаль, хотя и стоит дороговато. Появились и наушники-переводчики с ИИ.
А если рассуждать совсем глобально, то в лабораториях вовсю идут опыты с нейрочипированием. И там не только информацию вживляют прямо в мозг, но и человека подключают к компьютеру. В частности, Илон Маск говорит об испытуемом, который научился двигать курсор силой мысли. Целью заявляют способность «загружать знания из мозга в компьютер и обмениваться информацией без слов и действий».
А нейропсихологи бьют тревогу, говоря о новом явлении в развитии цифровизации — цифровой деменции у детей и подростков. Это такое раннее слабоумие, выраженное в нарушении мышления и снижении когнитивных способностей мозга из-за чрезмерного использования гаджетов. Термин родился в Южной Корее, где впервые заметили, что отсутствие систематического чтения и фундаментальных знаний при перегруженности нервной системы дает такую вот детскую «деменцию».