Учителей предлагают готовить «под заказ»

Категории: Новости

Решить проблему дефицита педагогов поможет система прогнозирования потребностей работников образования, считают сенаторы

Сегодня только шесть процентов педагогов — молодые специалисты. При этом ежегодно педвузы выпускают по 400 тысяч дипломированных специалистов, большинство из которых не собираются связывать свою жизнь с детьми и школой.

Чтобы омолодить сферу образования и привлечь в неё компетентных и мотивированных работников, необходимо привязать контрольные цифры приёма в педвузы к потребностям каждого региона. Такие рекомендации содержатся в проекте решения прошедшего 7 ноября в Совете Федерации «круглого стола», посвящённого проблемам педагогического образования.

Механизм целевого обучения необходимо донастроить

Подготовку педагогических кадров в нашей стране необходимо сбалансировать. В этом мнении были единодушны все участники «круглого стола«. По данным Минобрнауки, меньше всего педагогических вузов в Северо-Кавказском федеральном округе, где самая высокая рождаемость, и, как следствие, нехватка учителей и воспитателей. В центральных районах России у молодёжи гораздо больше возможностей получить диплом учителя, но школьников с высокими баллами ЕГЭ переманивают более престижные вузы.

Устранить возникший перекос можно с помощью целевого обучения, но пока этот механизм работает не так, как хотелось бы, обратил внимание заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и модератор „круглого стола“ Виктор Кресс. «Из-за того, что отменена норма о заключении договора о целевом приёме между образовательной организацией и заказчиком, квота приёма не распределяется между заказчиками. Абитуриенты поступают по единому конкурсу и конкурируют сами с собой», — подчеркнул сенатор. Ещё одна проблема — абитуриенты из Москвы и Санкт-Петербурга вытесняют ребят из глубинки. А ведь главная задача целевого обучения, напомнил Кресс, — обеспечить учителями сёла и малые города.

Ещё одна тревожная тенденция — сокращение цифр приёма на бюджетное отделение педагогических вузов. Сегодня половина студентов педвузов учится на коммерческих отделениях. Причём цена за обучение в некоторых образовательных организациях доходит до 200 тысяч рублей в год. Понятно, что выпускников сельских школ, готовых вернуться на малую родину с дипломом, среди них нет.

В Минобрнауки обещают в 2020 — 2021 году увеличить количество бюджетных мест в педвузах. Но для этого министерство должно получить от субъектов плановые данные, на основе которых будут рассчитывать контрольные цифры приёма.

Всех педагогов и врачей пересчитают

В Совете Федерации предлагают  пересчитать не только педагогов, но и представителей другой дефицитной профессии — врачей. Решить проблему нехватки специалистов в сфере образования и медицины невозможно без целевого обучения, убеждён председатель Комитета Совета Федерации по экономический политике Андрей Кутепов. А для этого необходимо знать, сколько педагогов и медиков выпустят вузы, колледжи и техникумы в 2020 году и кто из будущих обладателей диплома уже заключил договор целевого обучения.

В письме вице-премьеру Татьяне Голиковой сенатор просит поручить профильным министерствам предоставить информацию о количестве кадров в сфере здравоохранения и образования, необходимых для реализации национальных проектов (с указанием количества человек, необходимых в каждом регионе). Кутепов также обращает внимание Татьяны Голиковой на то, что профессия учителя и воспитателя непопулярна и неавторитетна для большинства выпускников школ.

О том, как повысить статус учителя и что необходимо сделать, чтобы мотивировать лучших студентов поступать в педагогические вузы, говорили и участники »круглого стола». Педагогические исследования не относятся к прорывным технологиям, следовательно, многие педвузы остаются за бортом нацпроектов, обратил внимание сенаторов ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Сергей Богданов. Старейший в стране педуниверситет уже пять лет не закупает оборудование, привёл он пример. С новейшими образовательными технологиями студенты знакомятся, только когда приходят в школу на практику.

Для того чтобы будущие педагоги имели возможность получать качественное образование, которое отвечает современным вызовам, в Совете Федерации предлагают включить педагогические науки в перечень приоритетных направлений и увеличить финансирование вузов, где готовят учителей.

А для того чтобы отсечь абитуриентов, которые пришли в вуз только ради корочки, участники «круглого стола» предложили создать в школах психолого-педагогические классы. В качестве примера эксперты приводят систему профориентирования Сингапура, где ученикам таких педклассов выплачивают стипендию.

Все эти меры, по мнению экспертов, помогут добиться выполнения поставленной ими цели, чтобы не менее 70 процентов выпускников педвузов работали по специальности.