Учитель, опередивший свое время. Часть 4
Три педагогических правила от Шалвы Амонашвили
Известный педагог, наш современник Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в Тбилиси. Окончил факультет востоковедения Тбилисского государственного университета, причем одновременно с собственным обучением преподавал в обычной школе историю и труд (в наши дни на замену этой дисциплине пришла технология). В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию, от которой впоследствии отказался — факт подобного публичного признания своих научных заблуждений невероятно редок, для этого требуется нешуточное мужество. В настоящее время проживает в Москве, занимается педагогической, научной и издательской деятельностью.
Разумеется, метод Шалвы Амонашвили невозможно изложить в таком объеме. Но некоторые его основные позиции, безусловно, могут быть взяты на вооружение каждым педагогом.
Зеленые чернила
Ученик должен ощущать себя в абсолютно комфортной среде. На него ни в коем случае нельзя кричать, нельзя пугать его, унижать, оскорблять. О том, чтобы замахнуться на ребенка, даже речь не идет.
Детей нужно любить. Притом любить именно такими, какие они есть. Иначе ничего не выйдет. Нужно уважать их личность, беречь их психику. Ни в коем случае не воспринимать их проблемы как какие-то незначительные мелочи.
Возможно, для сорокалетнего человека с его жизненным опытом это и мелочи, а для ребенка — вопрос жизни и смерти. Нужно уметь встать на сторону ребенка, взглянуть на проблему с его стороны, увидеть ее в его ракурсе.
Хорошо бы полностью отказаться от оценочной системы — она только вредит. Но, к сожалению, в настоящее время это невозможно. В таком случае — хотя бы свести ее к минимуму, не вводить оценки там, где без них можно обойтись.
Во время проверок ученических тетрадей никогда не пользоваться столь любимыми большинством учителей красными ручками. Чернила должны быть зелеными, ведь цель проверки не наказание, а помощь.
Словом, нужно всячески очеловечивать среду вокруг ребенка, делать так, чтобы он чувствовал: вокруг друзья, они хотят добра, они помогут. И, разумеется, необходимо в самом ученике воспитывать желание помочь, способность сопереживать своим товарищам. Только тогда вырастет гармоничная личность.
Кстати, весьма характерно название первой экспериментальной школы, в которой тридцатилетний педагог начал внедрять свои идеи – «Школа радости». А официальное название его методики – «педагогика сотрудничества».
Постижение мира
Чему бы ни обучался ребенок — и он, и учитель должны понимать, что это — часть постижения мира. И, разумеется, необходимо всячески способствовать такому постижению. Нужно читать, притом много. Чтение, разумеется, должно быть познавательным.
Необходимы уроки общения с людьми, общения с природой, уроки красоты, компьютерной грамотности и работы с информацией (в эпоху ее изобилия это особенно важно).
И не нужно бояться таких серьезных понятий, как вечность, космос, мироздание. Чем раньше ученик начнет задумываться о таких вещах, тем меньше времени из своей жизни он потратит впустую.
Чего стоят одни лишь названия книг, написанных Шалвой Александровичем: «Баллада о воспитании», «Без сердца что поймем», «Вера и любовь», «Гармония труда, счастья и долга», «Исповедь отца сыну», «Путешествие к истокам мысли» и «Как любить детей».
Начни с себя
Очень важный момент — личность самого педагога. Достоин ли он этого звания? Учитель должен постоянно задаваться этим вопросом, постоянно совершенствовать себя. В первую очередь именно себя, а потом уже учеников.
Плохой учитель — злобный, равнодушный, недалекий, мелочный — не имеет морального права требовать чего-либо от детей. Да у него и не получится, ведь дети все это прекрасно чувствуют и понимают.
Одна из излюбленных цитат Шалвы Александровича — Льва Толстого — «Истинное воспитание ребенка есть воспитание самих себя».
Настоящий учитель должен, с одной стороны, быть строгим и требовательным, а с другой — добрым, чутким и заботливым. Разумеется, искренним. И обязательно — сам любить жизнь.
Кстати, Шалва Амонашвили считает Льва Николаевича одним из гениальнейших педагогов.
Алексей Митрофанов
Источник: pedsovet.org
Р.S. «Положи свою мысль на сердце»
Иногдa не знaешь, где нaйти ответ нa сложный жизненный вопрос или кaк рaзрешить тяжелую ситуaцию. Зaпутaвшись в собственных мыслях, советaх друзей и знaкомых, нaчинaешь рaзочaровывaться в себе. Но не стоит опускaть руки, сделайте так, как советует эта мудрая притча.
— Дедушкa, что ты шепчешь? – спросил я, зaметив, что он перед сном что-то про себя бормочет.
— Я клaду мысль нa Сердце, сынок, – ответил он.
Я удивился:
— Что это знaчит?
Мудрый дедушкa скaзaл мне:
— Не хочу поссориться с соседом, который подвел меня, a кaк быть, не знaю. Вот и положу мысль нa Сердце и зaсну, a утром Сердце подскaжет, что делaть.
— Откудa Сердце знaет, дедушкa?
— Сердце все знaет, сынок, я всю жизнь учусь у него. И тебе советую: когдa ищешь ответ нa сложный вопрос, когдa что-то бывaет непонятно, положи перед сном мысль нa Сердце, a нaутро откроются тебе ответы. Только делaй это с верою…
Тaк скaзaл дедушкa, когдa мне было девять лет. И я познaл в жизни очень многое о своем педaгогическом искусстве, клaдя мысль нa Сердце перед сном. Мне повезло с дедушкой.
Шалва Амонашвили