Учим детей не верить новостям в интернете

Как выявлять фальшивые новости в интернете и почему важно научить этому детей.

Image

Кадр из т/с «Чёрное зеркало», 3 сезон https://www.kinopoisk.ru/film/655800/

Современные школьники растут в эпоху, когда умение обращаться с информацией стало навыком, сравнимым со знанием таблицы умножения. Перед лицом нескончаемого интернет-потока человек должен уметь защитить себя от лжи, научиться мыслить критически и добиться максимально неискаженного восприятия о мире.
В 2015 году в результате исследования Media Insights Project выяснилось, что для нового поколения газеты, телевидение и радио ушли в прошлое: 82% опрошенной молодёжи от 18 до 34 лет назвали интернет основным источником информации. Причем 64% респондентов узнают новости о событиях в мире из сети.

По данным исследовательского центра Pew Research, 92% подростков ежедневно заходит в интернет. Благодаря распространению смартфонов и планшетов, 24% детей от 13 до 17 лет находятся в статусе онлайн практически постоянно, 56% — несколько раз в день, и только 12% заходят в сеть один раз в сутки. Большую часть времени дети проводят в социальных сетях.

И взрослые зачастую не способны отличить ложь от правды в интернете. Что же говорить о детях, которые по неопытности принимают на веру любой красиво упакованный бред? Стэнфордский университет провёл экспериментс группой американских подростков, которые учились в средней школе. Детям было предложено несколько новостей, некоторые из которых не имели никакого отношения к реальности. 82% из опрошенных детей не отличили ложные новости от настоящих.

 

Чем опасны фейки и почему с ними нужно бороться

Фейком (от англ. fake — поддельный, фальшивый) называют ложную информацию, в том числе и в интернете.

Фейковые новости, будь то маркетинговые уловки или политические провокации, могут не только исказить картину мира, но и увести деньги из кошелька. Скандальные заголовки привлекают интернет-пользователей на сайты онлайн-мошенников. А новости о том, что происходит в мире, могут быть частью информационной войны. Один заголовок о том, что террористы «призвали мусульман Америки голосовать за Хиллари», устроил информационную бойню во время выборов в США, а новость о смертикоролевы Елизаветы II в январе этого года спровоцировала волну некрологов даже на достоверных ресурсах, похоронив монарха Великобритании заживо.

Image

 

Рано обрадовались. fotoden.info

Неоднократные случаи появления дезинформации в сети настороживают неравнодушных преподавателей, которые знают, что их ученики берут большую часть информации из интернета. Образовательной сфере брошен новый вызов: научить детей отличать правду от вымысла, сомневаться и без стеснения задавать вопросы.

Первыми вопросом медиаграмотности озаботились американцы. Западные СМИ связывают это с трагическими событиями во время предвыборной кампании в США в 2016 году, который получил название «Пиццагейт». Благодаря интернет-новостникам кандидата в президенты Хиллари Клинтон обвинили в причастности к работе нелегального борделя с несовершеннолетними тружениками через сеть пиццерий. Из-за этого слуха впечатлительный мужчина 28 лет решил устроить самосуд над предполагаемыми сутенёрами и устроил стрельбу в заведении. Спустя некоторое время информацию о подпольном борделе в пиццерии опровергли, но, как говорится, осадочек остался: с этого момента возросла тревога относительно новостей в интернете.

 

Кто и как борется с ложью в интернете

Image

 

Игра Factitious даёт обратную связь пользователю, объясняя, почему этой новости стоит или не стоит доверять. http://factitious.augamestudio.com/

В Соединенных Штатах появились организации, которые стремятся повысить способность подростков отличать правду от вымысла. Среди них — сообщество News Literacy Project (проект по новостной грамотности), который предлагает онлайн-курсы по медиаграмотности и доступ к методическим материалам по этой теме для учителей. Практические пособия для проведения уроков, лекций и семинаров для любого уровня, от начального до продвинутого, — англоязычные учителя находят на официальном сайте Global Digital Citizen Foundation. А студия GameLab от Американского университета разработала игру Factitious, цель которой — определить достоверность той или иной новости (новости в игре — реальные).

Школьные учителя могут скачать уже существующие учебные планы для обучения медиаграмотности или самостоятельно изобрести способ работать с учениками. Для ребят из средней школы креативные педагоги придумали игры по развитию критического мышления, а для детей постарше — более серьезный формат. Например, ученики обсуждают подлинность новостей вместе с педагогом за круглым столом, устраивают скайп-конференции с экспертами и участниками обсуждаемых событий.

Преподаватели из разных городов объединяются через интернет, чтобы устраивать состязания по распознаванию фальшивых новостей. Так четвероклашки из штата Канзас стали первопроходцами в этом эксперименте, схлестнувшись умами по скайпу с калифорнийскими пятиклашками. Каждому ученику было дано задание — найти две настоящих новости в интернете, а третью придумать самим. Их соперник должен был определить, какая из новостей фальшивая. Самым сложным для малышей оказалось придумать правдоподобную ложь, ведь слишком яркие признаки наигранности могли лишить команду заветных баллов.

Американские школьники изучают феномен ложных новостей на уроках истории, информатики и социальной науки (в средней американской школе так называется обществознание). Преподаватели и учёные прилагают усилия, чтобы расширить теоретическую и практическую базу медиаграмотности как дисциплины. Её принципы разбиты в учебных планах на уровни по сложности: азы преподаются в средней школе, а совершенство достигается уже на уровне университетского образования.