Учим детей не верить новостям в интернете

Как выявлять фальшивые новости в интернете и почему важно научить этому детей.

Image

Кадр из т/с «Чёрное зеркало», 3 сезон https://www.kinopoisk.ru/film/655800/

Современные школьники растут в эпоху, когда умение обращаться с информацией стало навыком, сравнимым со знанием таблицы умножения. Перед лицом нескончаемого интернет-потока человек должен уметь защитить себя от лжи, научиться мыслить критически и добиться максимально неискаженного восприятия о мире.
В 2015 году в результате исследования Media Insights Project выяснилось, что для нового поколения газеты, телевидение и радио ушли в прошлое: 82% опрошенной молодёжи от 18 до 34 лет назвали интернет основным источником информации. Причем 64% респондентов узнают новости о событиях в мире из сети.

По данным исследовательского центра Pew Research, 92% подростков ежедневно заходит в интернет. Благодаря распространению смартфонов и планшетов, 24% детей от 13 до 17 лет находятся в статусе онлайн практически постоянно, 56% — несколько раз в день, и только 12% заходят в сеть один раз в сутки. Большую часть времени дети проводят в социальных сетях.

И взрослые зачастую не способны отличить ложь от правды в интернете. Что же говорить о детях, которые по неопытности принимают на веру любой красиво упакованный бред? Стэнфордский университет провёл экспериментс группой американских подростков, которые учились в средней школе. Детям было предложено несколько новостей, некоторые из которых не имели никакого отношения к реальности. 82% из опрошенных детей не отличили ложные новости от настоящих.

 

Чем опасны фейки и почему с ними нужно бороться

Фейком (от англ. fake — поддельный, фальшивый) называют ложную информацию, в том числе и в интернете.

Фейковые новости, будь то маркетинговые уловки или политические провокации, могут не только исказить картину мира, но и увести деньги из кошелька. Скандальные заголовки привлекают интернет-пользователей на сайты онлайн-мошенников. А новости о том, что происходит в мире, могут быть частью информационной войны. Один заголовок о том, что террористы «призвали мусульман Америки голосовать за Хиллари», устроил информационную бойню во время выборов в США, а новость о смертикоролевы Елизаветы II в январе этого года спровоцировала волну некрологов даже на достоверных ресурсах, похоронив монарха Великобритании заживо.

Image

 

Рано обрадовались. fotoden.info

Неоднократные случаи появления дезинформации в сети настороживают неравнодушных преподавателей, которые знают, что их ученики берут большую часть информации из интернета. Образовательной сфере брошен новый вызов: научить детей отличать правду от вымысла, сомневаться и без стеснения задавать вопросы.

Первыми вопросом медиаграмотности озаботились американцы. Западные СМИ связывают это с трагическими событиями во время предвыборной кампании в США в 2016 году, который получил название «Пиццагейт». Благодаря интернет-новостникам кандидата в президенты Хиллари Клинтон обвинили в причастности к работе нелегального борделя с несовершеннолетними тружениками через сеть пиццерий. Из-за этого слуха впечатлительный мужчина 28 лет решил устроить самосуд над предполагаемыми сутенёрами и устроил стрельбу в заведении. Спустя некоторое время информацию о подпольном борделе в пиццерии опровергли, но, как говорится, осадочек остался: с этого момента возросла тревога относительно новостей в интернете.

 

Кто и как борется с ложью в интернете

Image

 

Игра Factitious даёт обратную связь пользователю, объясняя, почему этой новости стоит или не стоит доверять. http://factitious.augamestudio.com/

В Соединенных Штатах появились организации, которые стремятся повысить способность подростков отличать правду от вымысла. Среди них — сообщество News Literacy Project (проект по новостной грамотности), который предлагает онлайн-курсы по медиаграмотности и доступ к методическим материалам по этой теме для учителей. Практические пособия для проведения уроков, лекций и семинаров для любого уровня, от начального до продвинутого, — англоязычные учителя находят на официальном сайте Global Digital Citizen Foundation. А студия GameLab от Американского университета разработала игру Factitious, цель которой — определить достоверность той или иной новости (новости в игре — реальные).

Школьные учителя могут скачать уже существующие учебные планы для обучения медиаграмотности или самостоятельно изобрести способ работать с учениками. Для ребят из средней школы креативные педагоги придумали игры по развитию критического мышления, а для детей постарше — более серьезный формат. Например, ученики обсуждают подлинность новостей вместе с педагогом за круглым столом, устраивают скайп-конференции с экспертами и участниками обсуждаемых событий.

Преподаватели из разных городов объединяются через интернет, чтобы устраивать состязания по распознаванию фальшивых новостей. Так четвероклашки из штата Канзас стали первопроходцами в этом эксперименте, схлестнувшись умами по скайпу с калифорнийскими пятиклашками. Каждому ученику было дано задание — найти две настоящих новости в интернете, а третью придумать самим. Их соперник должен был определить, какая из новостей фальшивая. Самым сложным для малышей оказалось придумать правдоподобную ложь, ведь слишком яркие признаки наигранности могли лишить команду заветных баллов.

Американские школьники изучают феномен ложных новостей на уроках истории, информатики и социальной науки (в средней американской школе так называется обществознание). Преподаватели и учёные прилагают усилия, чтобы расширить теоретическую и практическую базу медиаграмотности как дисциплины. Её принципы разбиты в учебных планах на уровни по сложности: азы преподаются в средней школе, а совершенство достигается уже на уровне университетского образования.

Image

На этот сайт не стоит заходить. Никогда. http://zhizn.ru/

 

Как защититься от фейковых новостей

В учебные планы российских школ медиаграмотность пока не проникла. Перед вами собирательный образ того материала, который удалось найти на англоязычных сайтах, своеобразная памятка для того, кто хочет проверить подлинность новости из интернета. Она состоит из вопросов, которые нужно задать самому себе, когда появляются подозрительные новости.

  • Вызывает ли новость сильные эмоции: страх, гнев или надежду, что новость правдива?

Если ответ положительный, то к содержанию новости стоит отнестись настороженно. Авторы фальшивых новостей стремятся играть на чувствах читателей и могут искажать или брать факты из воздуха для привлечения внимания аудитории.

  • Как вы нашли эту новость? Была ли она представлена на новостном портале, официальном сайте информационного агентства, или появилась в ленте социальных сетей?

Новость, появившуюся и размещённую на странице личного профиля или сообщества в социальной сети, необходимо проверить. Попробуйте связаться с автором новости, задать ему уточняющие вопросы в комментарии или личном сообщении. Проверяйте наличие одних и тех же фактов на нескольких порталах сразу. По возможности, проверьте также и зарубежные СМИ.

  •  Проанализируйте заголовок

Используется ли эмоциональная пунктуация (!!!)? Используется ли CAPS LOCK при написании заголовка? Разоблачает ли заголовок некую тайну или заговор? Заканчивается ли заголовок «на самом интересном месте»? Прерывается ли фраза, есть ли недосказанность?

«СЕНСАЦИЯ!!! ТО, О ЧЕМ МОЛЧАТ СПЕЦСЛУЖБЫ!!! Оказывается, если взять обычный фонарик…» Очевидно, что подобные заголовки — кликбейты. Те, кто действительно обладают секретными данными, вряд ли будут кричать об этом в интернетах. 

Кликбейт (от англ. click — щелчок, bate — приманка) — способ построения заголовка, который допускает искажение смысла текста ради того, чтобы заинтересовать читателя и заставить его перейти по ссылке.

70% пользователей социальной сети Facebook не читают статьи дальше заголовка. Чтобы создать у себя в голове четкую картинку и взять ответственность за то, во что мы собираемся поверить, важно не останавливаться на заголовке и прочесть текст полностью, включая комментарии, если таковые есть.

  • Присмотритесь к тексту

В каком виде подана информация?

Если текст написан нелитературным языком, в нём присутствует брань или неуместные шутки, то, скорее всего, в этой новости больше субъективного мнения, нежели фактов.

Указана ли точная дата публикации новости? Обозначены ли хронологические рамки в тексте новости?

В начале или в конце статьи обязательно должна стоять дата (для новостных порталов — и время) публикации статьи. Тело текста должно содержать чёткие хронологические рамки, то есть указывать, когда произошло описываемое событие.

  • Изучите ресурс

Известен ли сайт, где размещена новость? Можно ли положиться на него?

Названия новостных порталов с уже сложившейся репутацией давно известны публике (ТАСС, РБК, BBC, CNN, National Geographic и другие). Новостные порталы, информационные агентства, сайты телекомпаний и прочие источники могут быть достоверными в случае, если содержание статьи подозрения не вызывает.

Указан ли автор? Можно ли связаться с автором и задать ему вопросы? Активен ли он в комментариях и ручается ли за предоставленную информацию?

Авторы, особенно уже успевшие приобрести репутацию в профессии, не публикуются анонимно и готовы отвечать за информацию, которую они подают читателю. Связаться с автором можно через комментарии, по форме обращения, если такая предусмотрена на сайте, либо по электронной почте, если таковая указана. При первых сомнениях в правдивости новости, попробуйте связаться с автором или очевидцем описываемых событий: так вы точно будете уверены, что вас не пытаются обмануть.

Как давно ресурс предоставляет информацию?

Хороший сайт — это старый сайт. Имеется ввиду не древний дизайн страницы и отсутствие оптимизации для мобильных приложений, а работа ресурса на протяжении долгого времени. Новые сайты-однодневки, которые появляются и исчезают, явно не заслуживают доверия. Дважды стоит подумать, если интернет-страница была заброшена на несколько лет, а потом неожиданно возобновила работу.

Как сайт позиционирует себя?

Страница информационного агентства явно выигрывает у интернет-журнала, который специализируется на светской хронике. Отраслевые страницы, публикующие новости в своей области, не будут обращать внимания на новости, выходящие за рамки их интересов. Практически у каждой страницы есть своя специализация, и при анализе источника важно понять, что это за сайт — жёлтые СМИ, новостной портал или радикально левая интернет-газета. 

Есть ли у сайта (или автора) стандарт оформления страницы? Выверена ли верстка, гармонично ли смотрится текст и иллюстрации?

На профессионально оформленных сайтах новость подаётся в стандартном формате, который доведен до автоматизма. Следовательно, если на сайте нет ошибок, то портал давно специализируется на подаче подобной информации, и ему есть основания верить. В обратной же ситуации, когда страница выглядит неопрятно, сделана будто впопыхах, то стоит насторожиться: возможно, вас пытаются накормить фейком.

  • Проверяйте источники
Image

Не всегда стоит доверять новостям, которые распространились по множеству ресурсов. Новостной агрегатор Яндекса тоже ошибается.

https://news.yandex.ru/yandsearch?lr=213&cl4url=vistanews.ru%2Fscience%2F154576%3Fmark%3Dexclusive&lang=ru&rubric=computers&from=index

Есть ли ссылки на источники, официальные документы или статистические данные?

Когда автор приводит статистические данные с точными цифрами, то на эту информацию должны быть предоставлены ссылки. Мифические «британские ученые» или «эксперты в области…» без указания на конкретные исследования остаются только в анекдотах. Передача информации должна быть конкретной и точной.

Есть ли гиперссылки на конкретную информацию? Не вырваны ли данные из контекста?

Описание случая, свидетелем которого не был сам автор, также должен опираться на источник, причём информация должна соответствовать тексту статьи. Любимый прием лже-новостников — указать ссылку на стартовую страницу официального сайта респектабельного источника. Так можно ввести в заблуждение. Не давайте себя обмануть, обязательно проверяйте соответствие информации источнику.

  • Присмотритесь к изображениям

Поищите фотошопные «ляпы»

Отличить отредактированную картинку от оригинальной не так сложно, если речь идет о горячих новостях: слепленный впопыхах фейк будет содержать ошибки. Найдя их, вы сможете спокойно закрывать страницу — верить тому, что проиллюстрировано фальшивой картинкой, естественно, не стоит.

Проверьте, не «гуляет» ли картинка по сети

Поиск по Google-картинкам прост и понятен. Научитесь этому сами и объясните ребенку, как это делать. Попробуйте найти изображение из статьи на просторах сети и посмотреть, на каких сайтах оно успело засветиться. Если картинку используют с отличным от статьи контекстом, то это точно не репортаж с места событий.

  • Найдите подтверждение новости в других источниках

Вот, например, поддельную запись с падением метеорита освещали журналисты Life.

Новости, особенно о событиях в мире, разлетаются по сети моментально, и если события обсуждаются в нескольких источниках сразу, то им есть основания верить. Главное — определиться с порталами, которым стоит доверять (читаем пункт об анализе ресурса).

  • Проверьте подлинность информации на специальных сервисах

Проекты Fake News Watch (дозор фальшивых новостей) отслеживает сайты, на которых появляются фальшивые новости. Американская компания Poynter Institute создала свою сеть по проверке фактов International Fact-Checking Network, на которых тоже можно проверить мировые новости в режиме онлайн.

Для русскоязычных новостей существует портал с говорящим наименованием Лапшеснималочная, который доблестно спасает россиян от засилья фальшивых новостей.

 

Вместо заключения

Эта статья предназначена для любого, кто хочет защитить себя от дезинформации. Однако основная цель материала — привлечь внимание родителей и педагогов к тому, что от нашего отношения к проблеме фальшивых новостей зависит формирование картины мира у наших детей.

Важно открыто говорить о том, что информационная среда не всегда отражает реальное положение вещей. Перестать бояться познать новое и понять, что мир изменился, и учебниками уже не воспитать детей, и что «эти их интернеты» влияют на детей больше, чем школа, улица и телевизор. Необходимо обучить детей и самим научиться задавать вопросы, сомневаться и проверять информацию, которая терабайтами льется на наши мозги с экранов компьютеров и гаджетов.