Строгание древесины
Конспект урока по технологии для 6 класса
Непочатов Сергей Владимирович, учитель технологии КГКОУ школа-интернат №14, г. Амурск, Хабаровский край
Цель урока: обучить детей приемам строгания древесины, ознакомить с правилами безопасной работы при строгании.
Задачи:
Образовательная: формирование у учащихся навыков по строганию древесины, научить учащихся правилам ТБ при строгании древесины.
Развивающая: развитие познавательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы со столярными инструментами.
Воспитательная: воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, воспитание самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: верстаки, рубанки, измерительный инструмент, приспособления, пиломатериал, образцы изделий, таблицы по технике безопасности.
Объект труда: ножка табурета
Профориентация: профессии столяра, плотника, станочника строгальных станков.
Новые термины и слова: шерхебель, шпунтубель
Ход урока:
I. Организационный момент
Взаимоприветствие. Проверка готовности рабочих мест учащихся. Контроль посещаемости учащихся.
II. Повторение пройденного материала
Виды и название разметочного инструмента. Виды инструментов для пиления.
Игра «Угадай инструмент». (Учитель читает описание инструмента, учащиеся должны его назвать)
III. Изучение нового материала
1. Основы резания древесины
Рубанок состоит из деревянной или металлической колодки, ножа, клина. Основная деталь рубанка – колодка. Рабочим органом рубанка служит стальной нож.
В зависимости от назначения, рубанки имеют различную конструкцию ножа и делятся на шерхебель, с одиночным ножом, с двойным ножом и фуганок.
Для первоначального, грубого строгания используют шерхебель с узким и закругленным ножом. Это дает возможность без особых усилий строгать вдоль, поперек, наискось волокон и без особых усилий срезать толстый слой древесины. Однако поверхность заготовки получается неровной.
Термин «шерхебель» — видоизмененное немецкое слово, которое переводится как «рубанок для грубого срезания».
Для предварительного чистового строгания вдоль волокон, а также после обработки шерхебелем используют рубанок с одним ножом.
Для чистового строгания торцовой, свилеватой, задиристой поверхности с одновременным обламыванием стружки при помощи стружколома используют рубанок с двойным ножом.
Для выравнивания чистовой поверхности большого размера (гладкое строгание) используют фуганок.
Ножи изготавливают из двухслойной стали: основной слой – стали марки 30, плакирующий – из стали марок 9ХФ, 9Х5ВФ, Х6ВФ, 9ХС.
Термин «плакирующий» — видоизмененное французское слово, которое переводится как «накладывать, покрывать». Плакирующий слой более устойчив к коррозии.
2. Наладка рубанков
Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок. Его поднимают вверх подошвой на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной наладке нож над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля он должен выступать на 1…3 мм, у остальных рубанков – на 0,1…0,3 мм без перекоса.
3. Хватка инструмента и рабочая поза при строгании.
Металлический рубанок удерживают правой рукой за ручку, левой – за рог-рукоятку. Деревянный рубанок правой рукой плотно обхватывайте за упор, а левой удерживайте за рожок. Фуганок держите правой рукой за ручку, а левую накладывайте сверху колодки.
Стойте у верстака вполоборота к нему, наклонив корпус несколько вперед. Ступню левой ноги ставьте примерно параллельно кромки крышки верстака, правой – под углом 70° к ней.
4. Показ рабочей позы
5. Приемы и контроль строгания
Начинают строгание с базовой стороны заготовки, соблюдая правильную хватку инструмента и рабочую позу. Строгать следует по направлению волокон древесины, по прямой линии, на весь размах руки, с силой посылая рубанок вперед. Корпус тела оставляйте неподвижным. В начале движения его прижимают сильнее левой рукой, в середине – обеими, в конце движения – правой. При обработке торца строгайте рубанком сначала от себя до середины заготовки, а затем от другого края торца на себя.
Строгание рубанком выполняйте в несколько приемов, простругивая один участок за другим. Фуганком обрабатывайте заготовку на всю длину, не прерывая стружки. Вдоль верстака можно перемещаться.
В случае засорения летка его очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая тонкой щепкой со стороны клина.
Прямолинейность и плоскостность строгания бруска проверяйте на глаз или парными линейками. Качество строгания проверяют на просвет, перемещая линейку или угольник по обработанной поверхности. Плоскостность строгания доски и линейные размеры отстроганной детали контролируйте линейкой. Перпендикулярность строгания контролируйте угольником, правильность строгания фаски – малкой, настроенной по транспортиру.
6.Техника безопасности при строгании древесины:
1) Надежно закрепляйте заготовку на верстаке.
2) Работайте рубанком с остро заточенным ножом. Остроту лезвия нельзя проверять, проводя пальцем вдоль его кромки.
3) Крепко удерживайте рубанок при строгании.
4) При перемещении рубанка не касайтесь пальцами правой руки заготовки, не держите их близко к подошве инструмента.
5) Не проверяйте руками качество отстроганной поверхности.
6) При забивании летка стружкой очищайте его небольшим клином из древесины твердой породы.
7) В перерывах кладите рубанки в лоток лезвием ножа от себя, следите, чтобы инструменты не выступали за край верстака.
8) Не сдувайте стружки и не сметайте их рукой, пользуйтесь щеткой -сметкой.
9) При получении травмы немедленно обратитесь к учителю.
IV. Заключительное слово учителя
Ребята, если вы выберите другую профессию, не связанную с деревообработкой или металлообработкой, навыки и умения, приобретенные в школьных мастерских, всегда пригодятся вам в жизни.
V. Практическая работа
1. Строгание заготовок для изготовления ножки табурета.
2. Вводный инструктаж
а) Ознакомьтесь с рубанками, изучите правила строгания.
б) Выберите базовую сторону заготовки, определите лучшую и худшую пласти.
в) Отстрогайте пласти, проверьте качество строгания. Покажите учителю.
г) Отстрогайте уклон, проверьте качество строгания. Покажите учителю.
VI. Анализ выполнения практической работы.
VII. Уборка рабочих мест. Сдача инструментов и заготовок.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Источник: конспекты-уроков.рф