Овощи – источник здоровья

Категории: Технология

Тэги: ,

Урок-игра по кулинарии в 6 классе


Моргунова Ольга Викторовна, учитель технологии ГБОУ «АООШ І-ІІІ ступеней №19», Луганская область, г. Антрацит, ЛНР


 

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по изученной теме.
Задачи:
— способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
— развивать воображение, логическое мышление, настойчивость в достижении цели;
— воспитывать трудовую дисциплину, уверенность в себе; умение работать в группе.
Оборудование: конверты с заданием, название команд, кроссворды, овощи из бумаги.
Плакат: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский)
Межпредметные связи: литература, биология, химия, история.

 

Ход урока:
 
I. Организационный момент
II. Беседа
Пища нужна человеческому организму для нормального роста и развития. Она является источником энергии, которую человек расходует непрерывно, даже в состоянии покоя и во сне.
Овощи снабжают организм витаминами, минеральными веществами, углеводами. За год человек употребляет около 200 килограмм разных овощей.
 
III. Сообщение цели и темы урока
Сегодняшним уроком мы завершаем тему «Технология приготовления блюд из овощей». Мы проведем турнир под названием «Овощи — источник здоровья», который состоит из 6 конкурсов. Две команды: «Вершки» и «Корешки».
 
Правила проведения турнира:
* Не перебивать друг друга.
* Соблюдать тишину.
* Уважать мнение других.
* Не выкрикивать.

IV. Проведение турнира

Конкурс 1 «Кулинарная разминка»
 
Первой команде: Когда нужно есть?
Второй команде: Почему однообразная еда губительно действует на человеческий организм?
 
Конкурс 2 «Домашнее задание»
 
Учитель: В кулинарии овощи имеют большое значение. Их используют для приготовления первых и вторых блюд, а также для салатов.
Салаты были известны римлянам еще 2500 лет тому назад, но понимали это слово как растительную еду: зелень и овощи.
Лишь в 19-м столетии начали готовить новые виды салатов – из вареной картошки, моркови, свеклы, соленых огурцов, капусты, грибов. Именно в то время и появился винегрет – разновидность салата.
 
Учащиеся: Овощи употребляют как в сыром виде, так и в виде гарнира к жирной мясной пище. Подают овощи в вареном виде к различным блюдам, а также как самостоятельное блюдо.
Мы используем в пище такие овощи как: свеклу, картофель, помидоры, огурцы, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, перец.
 
Виды тепловой обработки — варка, жаренье, тушение, запекание.
Кулинары не скупятся добавлять в блюда чеснок. Он служит главной острой приправой, которая придает особый вкус и запах любому кушанью. Помимо чеснока кулинары активно используют лук, перец.
 
Учитель: Самый древний столовый прибор – это нож. В каменном веке люди изготавливали остроконечные ножи из камня. Такие ножи служили и оружием, и орудием труда, и столовым прибором. Для чистки овощей используют ножи, терки, приспособления и комбайны.
 
Ученик: Выращивать полезные растения человек стал очень давно, еще в каменном веке. Сначала люди собирали то, что давала природа: листья, плоды, семена. Затем стали сохранять отдельные виды кустарников, трав, деревьев, которые давали им пищу. А когда же возникло земледелие, то люди стали разбрасывать семена нужных растений и собирать урожай. Иными словами, все овощные растения имеют многовековые корни.
 
Учитель: Картофель, как известно, появился в Европе только в 14 веке. Сначала его выращивали в садах как декоративное растение, потом варили варенье из его ягод и только потом стали есть клубни. Но и в 1800 году, т.е. в начале 19 века, картофель был так редок, что его дарили друг другу на праздники. Сейчас стоимость годового урожая картофеля в странах мира превышает стоимость ежегодной добычи золота и серебра.
Пока же картофеля в Европе и Азии не было, люди ели репу. Старинное персидское предание гласит, что люди произошли от репы, — так велико было уважение персов к этому корнеплоду.
Свёклу знали 2 тысячи лет назад в Персии. Однако там её не любили, поскольку считали её символом ссор и сплетен. На Русь свёкла попала из Византии в 10 веке. Есть свидетельства, что уже в 17 веке наши предки очень любили борщ.
А вот помидор раньше считался ядовитым. Например, в книге «Полное руководство по садоводству», изданной в Дании в 1774 году, писалось: «Плоды эти крайне вредны, т.к. сводят с ума тех, кто их поедает». На Руси помидоры часто называли «бешенными ягодами».
Чеснок в средние века считался не только эффективным средством против простуды (как это есть сейчас), а больше амулетом. Считалось, что он может спасти людей от всяких бедствий и неприятностей. Археологи даже в своё время находили его в египетских пирамидах.

Динамическая пауза

Учитель: А сейчас поиграем в игру «Плодовые и корнеплоды». Когда звучит названия овоща, относящегося к группе «Плодовые», необходимо хлопнуть в ладоши над головой, к группе «Корнеплоды» — присесть. Если овощ не относится к этим группам, движением головы показать «Нет».
 
Ведущий достаёт по очереди из корзины овощи: помидор, перец, морковь, петрушка, репа, редис, капуста белокочанная, баклажан, картофель, лук, огурец, фасоль
 
Конкурс 3 «Овощной переполох»
Задание. Отыщи название 18 овощей (начальные буквы выделены). Из оставшихся букв сложите полезное слово. (Приложение 1)
 
Конкурс 4 «Вопросы с подвохом»
1. Огородная барышня в составе щей. (Капуста)
2. Корнеплод, раскрасневшийся от каротина. (Морковь)
3. Этот овощ, с которым в песенке сравнивают кузнечика, люди едят уже более шестидесяти веков. (Огурец)
4. Какое растение на Руси считалось «от семи недуг»? (Лук)
5. Какой овощ называют « вторым хлебом»? (Картофель)
6. Древние римляне называли ее «капут», что означает «голова», а мы называем ее … (Капуста)
7. Как зовут старшую сестру кабачка и патиссона? (Тыква)
8. Назовите овощи, «мечущие икру». (Баклажан, кабачок)
 
Конкурс 5 «Загадочный конверт»
Команды получают задание и выполняют его. (Приложение 2)
 
Конкурс 6 «Литературная лавка»
1. Как в сказке « Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова назывался ручей в Цветочном городе? (Огурцовая река)
2. Чем швыряли в «живую шляпу» Владик и Володя в рассказе Н. Носова? (Картофелем)
3. Какой овощ сеяли мужик и медведь в русской сказке «Вершки и корешки»? (Репу)
4. Что нарвали Котька и Павлик в рассказе Н. Носова? (Огурцы)
5. С помощью какого овоща распознали настоящую принцессу в сказке Г. Андерсена «Принцесса на горошине»? (Гороха)

V. Итоги урока
Подсчет баллов. Выставление оценок.
 
 
Приложение 1

К А М О Р К О В О Г
К Р Т О Ш К А Ь Ц У
А П У С Т Г О Р Е Р
С К Л А А К Х О О К
В Е Л У К А Б А Ч П
Р Ф А С О Л С И Т А
Е С К А Р Ь С О Н Т
Д И А П Е А Н И П О
Р Е Т Ы К М Б У Р Б
А Д Б А В Ж А Н Б О
К Ь А К Л А П О Д О
Т И Н И В А М М И Р

 
Приложение 2
Первый конверт
Задание 1: Из предложенных слов выберите названия операций тепловой обработки овощей.
*Сортировка.
*Варка.
*Мытье.
*Очистка.
*Жаренье.
*Тушение.
*Нарезка.
*Пассерование.
 
Задание 2: Каких требований необходимо придерживаться, чтобы сохранить витамины в овощах во время их кулинарной обработки?
 
Второй конверт
Задание 1: Из предложенных слов выберите названия операций первичной обработки овощей.
*Сортировка.
*Варка.
*Мытье.
*Очистка.
*Жаренье.
*Тушение.
*Нарезка.
*Пассерование.
 
Задание 2: Перечислите правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования в овощах во время их первичной и тепловой обработки.
 
Пословицы:
«Где руки и охота, там спорится работа»
«Никто не становится мастером, не тренируясь в мастерстве»
«Дерево от плодов, а человек от дела познается»
«В умелых руках изделие играет, как солнце»
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Чем больше науки, тем сноровистей руки»
«Всякое мастерство без знаний не приходит»
 
Учитель: Народная мудрость гласит: «Хороший повар доктора стоит». Только здоровая и полноценная пища может сохранить здоровье человека, послужить источником энергии.

 
Использованная литература:

  1. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-еизд., перераб. – М.: Вентана-Граф.2012.
  2. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/473/93473369_large_3.jpg