Смело в дело?
Большая часть педагогического сообщества постоянно находится в поисках дополнительного заработка
Денег много не бывает. И у них странное обыкновение – очень быстро испаряться. Может, поэтому большая часть взрослого населения постоянно находится в поисках дополнительного заработка? И педагогическое сообщество в этом отношении не исключение.
Правда, словосочетание «педагог и бизнес» вызывает, скорее, недоумение, а то и возмущение (вспомним афористичные заявления Дмитрия Медведева и реакцию учителей на них), но все-таки есть примеры успешного предпринимательского опыта у людей, непосредственно связанных с системой образования. С такими практиками можно было познакомиться в рамках одной из «Летних школ», организованных на площадке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Конечно, у всех на слуху такой способ заработка, как репетиторство, однако у тех, кто не хочет заниматься сугубо педагогической «халтурой», есть широкое поле возможностей. При этом мотивация играет здесь главную роль, ведь под лежачий камень вода не течет. Единственное, что должен четко понимать тот, кто ищет дополнительный заработок, так это то, что для подработки, кроме мотивации, нужно время, знания и умения, инструменты и, возможно, небольшой начальный капитал (но это, конечно, не всегда).
Естественно, время придется использовать личное или, увы, семейное. К примеру, если у педагога в наличии знание детской психологии, умение работать на компьютере и страсть к рукоделию, то можно увлечься созданием лэпбуков (определений этого понятия множество, но если коротко и просто, то это самодельные книжки или папки с материалами по определенной теме, чаще всего используются в дошкольном образовании и в начальной школе). Можно заниматься компиляцией готовых материалов, а можно самому создавать содержимое лэпбуков. Это труднее, зато интереснее. Рекламу и распространение своего творческого продукта можно организовать через социальные сети. У некоторых педагогов создание лэпбуков как дополнительный заработок плавно перерастает в основной вид деятельности, при этом неплохо оплачиваемый…
У тех, кто владеет словом и умеет выражаться емко и легко, есть шанс стать блогером на поисковых порталах. За тексты, или посты, платят небольшие, но стабильные деньги. В этом случае, разумеется, лучше говорить на тему, в который вы большой дока, то есть на темы образования. И хотя аудитория поисковиков самая разная, довольно большой процент людей ищет материалы, касающиеся школы и детского сада. Нюанс лишь в том, что писать посты нужно часто и постоянно.
В то же время, в педагогическом сообществе в полной мере используется такой способ подработки, как совместительство. Как признаются учителя, это не приносит больших денег, но зато есть несколько плюсов. К примеру, совместительство удобно, особенно, если человек работает на одном месте. Если он совмещает руководящую должность, то это приобретение новых профессиональных качеств и реализация собственных идей. Еще один положительный момент заключается в том, что некоторых совместительство… спасает от профессионального выгорания. Правда, нельзя забывать, что у совместителей личного времени остается мало, повышается уровень стресса, к ним может измениться отношение в коллективе, и, увы, из-за напряженного графика работа может быть выполнена некачественно. Впрочем, чтобы понять, можете ли вы проявлять себя сразу в двух ипостасях, стоит поработать совместителем некоторое время, а затем… благополучно вернуться на прежние позиции. Но, как показывает опыт, смена должностных обязанностей или видов деятельности в любом случае все же идет больше на пользу, чем во вред.
Как советуют педагоги, которые нашли применение своим увлечениям и умениям, да еще и получают за это дополнительные деньги, прежде всего, нужно определить для себя, чем вы больше всего любите заниматься и что умеете делать лучше всего. Кто-то может предлагать другим продукт, а кто-то идеи и технологии. Покупатель обязательно найдется и на то, и на другое. Главное при этом, чтобы дополнительный заработок приносил не только прибыль, но и моральное удовлетворение.
Наталья Алексютина, Санкт-Петербург