Учение с мучением

Одна из самых важных профессий оказалась ненужной

Бывают новости, на которые не обращают особого внимания, хотя они чрезвычайно важны. Во всяком случае, меня поразило известие, которое никто, по-моему, не обсуждал. ВНИИ труда назвал самые невостребованные профессии, на первом месте по невостребованности: учитель средней школы.

Если не нужны учителя — значит, с новыми учениками проблема. Да и вообще как-то грустно: не востребован педагог. Одна из самых главных на земле профессий оказывается ненужной. Она и так-то давно уже не шибко популярна, а тут вообще такое…


Мы «смотрим на успешного ученика, решившего связать свою жизнь с системой образования, как на горячечного больного. При этом последний вызывает порой больше понимания среди окружающих»


Эта цитата из книги неизвестного мне, но, как написано, «известного блогера» Павла Астапова, который проработал в школе восемь лет. Книга называется очень скучно «Будни учителя». Подзаголовок, правда, повеселей «О чем молчат педагоги».

Я читал эту книгу как раз тогда, когда узнал эту «незаметную» новость. И как-то они у меня в голове соединились причудливым образом: неуважение к профессии педагога и невостребованность этой профессии… Все свои книги по воспитанию, все лекции я обращаю почти всегда к родителям. Мне кажется, сегодня в деле воспитания и образования детей их роль решающая. И вот открываю книгу практика и понимаю, почему так происходит. И настоятельно советую эту книгу. Когда у родителей возникают проблемы со своими детьми-школьниками, они склонны обвинять в них конкретного учителя. И это понятно: в системе образования педагог, что называется, крайний.

Астапов «на своей шкуре» осознал, насколько может быть беспомощен учитель в школе. Нам-то все кажется, что это у ученика — куча обязанностей и почти никаких прав. Но педагог-то оказывается в такой же ситуации!

Вот ребенок крякает уткой на уроке. Что с ним делать? Можно отвести к директору. Что может сделать директор? Погрозить, что позвонит родителям. Папы у ребенка нет, а мама не отвечает на звонки с незнакомых телефонов. Ну, написать замечание — и что?

Учитель пытается выстроить хорошие, добрые отношения с классом. Иногда получается. А иногда нет по простой причине: дети не хотят учиться тому, чему их учат, и так, как их учат. И каким бы хорошим ни был учитель, — он упирается в эти правила обучения.

Цитата: «В пятый класс приходит просто толпа детей, которые слово «местность» пишут без буквы «т» и с трудом умножают на девять. И что же с этим делает старшая школа? Правильно, пытается впихнуть еще больше знаний. А зачем, если и старых-то по факту у ребенка нет?»

Самое страшное, что может быть (и, увы, есть) в школе, — это формализм. Учить формально можно. Запросто. Но научить формально ничему нельзя.

Когда-то давно, в советские времена, замечательный педагог Владимир Матвеев был снят с должности главного редактора «Учительской газеты» за то, в сущности, что вместе с выдающимся публицистом Симоном Соловейчиком пытался пропагандировать «педагогику сотрудничества». Прошло очень много лет с тех пор, но оказывается, что, кроме педагогики сотрудничества, предложить-то в школе нечего. Или учителя и ученики будут сотрудничать. Или формальная, достаточно бессмысленная деятельность. И беда, или даже трагедия, когда школа не может организовать это самое сотрудничество.

Школа не успевает за теми изменениями, которые сейчас происходят в жизни и в мире. «Во многих школах любые изменения принимают в штыки», — пишет Астапов. Почему такое происходит? Разве учителя — люди невостребованной профессии — не хотят изменений?


Проблема не только в зависимости зарплаты от количества часов, но и в куче «бухгалтерии», которую должен вести каждый педагог


Астапов дает ответ. Дело не в желании или нежелании, а в чрезвычайной загруженности. И проблема не только в зависимости зарплаты от количества часов, но и в куче «бухгалтерии», которую должен вести каждый педагог.

Я все думал: почему так здорово написанную книгу автор назвал так бесцветно? А потом понял: название абсолютно отражает суть книги – «Будни учителя». Автор спокойно и беспристрастно описывает повседневный быт, будни, обыденность школьной жизнь такой, какой ее видит учитель.

В книге нет ни одного обидного слова про конкретных педагогов. Печаль системы не в том, что ее составляют плохие люди — хорошие; не в том, что они непрофессионалы — куда как много педагогических асов, хотя, как и в любой профессии, отнюдь не все… Печаль системы в ней самой, в том, что все так организовано, что хорошим и талантливым людям трудно, а подчас и невозможно себя проявить.

Что такое формализм в школе? Это когда задача «дать ребенку знания» становится не самой главной, куда важнее, чтобы он перешел в следующий класс, сдал ЕГЭ и прочее. Великий Альберт Эйнштейн говорил, что знания — это то, что остается в наших головах ПОСЛЕ того, как нас закончили учить. Иногда кажется, что школу это самое «после того» не очень волнует.

Школа и дом — вот два места, где куется будущее страны. Учителя и родители — люди, которые отвечают за это будущее. Возможно, звучит пафосно, но ведь так оно и есть на самом деле. Я по-прежнему буду обращаться к родителям, потому что они гораздо свободнее в своих отношениях с детьми. И буду переживать за школу. За людей нынче невостребованной профессии — учителей. И мечтать, чтобы им дали возможность созидать будущее свободно и без формализма.

Андрей Максимов, писатель, телеведущий