Сложные ученики: пять примеров и решений
Взбалмошные, непослушные, ленивые, пугливые, застенчивые, всезнайки и незнайки – дети всегда остаются собой, независимо от того, какой формат обучения им предлагают и какие предметы им предстоит изучать. Важно лишь то, найдет ли педагог подход к ребенку, достучится ли до него, сможет ли найти правильные слова, пробудить интерес к учебе. Своим опытом в работе со сложными учениками в онлайн с читателями портала ActivityEdu поделились преподаватели образовательной компании MAXIMUM Education.
«Ничего я не хочу»
Об этом случае Александра Третьяк, онлайн-преподаватель по русскому языку, отзывается как об одном из самых сложных в ее практике:
До знакомства со мной ученик уже посещал два онлайн-курса у моих коллег, но в обоих случаях в какой-то момент бросал занятия и уходил. Проблема заключалась в том, что ни одно домашнее задание не было сделано, сочинения не сданы, пробный экзамен не написан. Изначально я постаралась серьезно поговорить с учеником и расставить приоритеты в подготовке. В первые несколько недель ученик действительно включился в работу и выполнял свои задачи. Однако спустя время увлеченность предметом исчезла, энтузиазм стих, стремление прийти к цели померкло: к урокам готовиться он перестал, домашние задания не выполнял.
Многие подростки в 11-м классе совсем не такие самостоятельные, какими они пытаются казаться. В этом случае важно научиться влиять на них через родителей. У меня это получилось, и в итоге мы с учеником выстроили рабочий процесс и закончили курс без особых проблем.
Как решить проблему
Важно понимать, что перевоспитать ученика и в один момент сделать его прилежным не получится. Важен индивидуальный подход. Постарайтесь найти с ребенком общий язык, покажите, что для вас важно достижение им его личных целей. Но если что-то идет не так, не стесняйтесь подключать родителей. Выстраивание коммуникаций с учениками через родителей – один из рабочих инструментов, которыми пользуются наши преподаватели.
Немотивированный ученик
В группу к онлайн-преподавателю по физике Ярославе Канунниковой пришла ученица, которая не собиралась сдавать ЕГЭ по физике, а просто хотела подтянуть предмет:
Я изначально знала, что у девочки сложный характер, домашние задания она делать не любит. На первом же занятии в ходе непринужденного диалога я поняла, что моя ученица интересуется кинематографией и собирается связать с этой сферой свою жизнь, а к физике у нее душа не лежит. Значит, мне нужно было сделать так, чтобы занятия на курсе не стали для нее мучением.
Мой подход был основан на взаимосвязи физики и кино. К каждому уроку я старалась найти фильмы, которые так или иначе связаны с понятиями из изучаемой нами темы. В результате ученица действительно увлеклась предметом и впоследствии даже начала сама без напоминаний выполнять всю домашку.
Как решить проблему
В этом случае постарайтесь побольше узнать о ребенке: чем он интересуется, что любит. Эта информация поможет выстроить доверительные отношения и увлечь ученика предметом.
Соня
Рассказывает Екатерина Иванова, онлайн-преподаватель по литературе:
Ученик мог не прийти на занятия, забыть о том, что нужно выполнить задание, но самое интересное – он периодически засыпал на уроках. Не могу сказать, что ребенок, попав в мою группу, чудесным образом вдруг стал отличником. Я просто приняла решение отпустить ситуацию и принять его со всеми недостатками. Даже внезапный «уход в сон» уже не мог удивить меня.
Работа с этим ребенком напомнила мне взаимодействие с учеником первого класса. Я постоянно переспрашивала, все ли ему понятно, напоминала о предстоящих занятиях, отправляла ссылку на видеоконференцию, чтобы он выполнял домашние задания под моим контролем. В итоге такое внимание с моей стороны повлияло на ученика, и работа пошла продуктивнее.
Как решить проблему
Важный момент: не стоит сразу переживать и нервничать, если вы столкнетесь с подобной проблемой. Все мы разные. Важно подстроиться под ученика и найти персональный подход, который поможет вовлечь ребенка в учебный процесс.
«Я все знаю и без вас»
Преподаватель по биологии Мария Антипова рассказала нам свою историю:
В моей практике был студент, который совершенно не хотел коммуницировать. Он был на 100% уверен в себе и своем знании биологии. При любом моем указании на его ошибки вступал в полемику и утверждал, что проблема не в нем. Мальчик говорил о некорректных формулировках в заданиях, о недостатках школьной программы, объем которой слишком мал по сравнению с его познаниями в предмете.
На занятиях ученик всем своим видом показывал, что он уже и так все это знает.
В итоге я начала чаще с ним взаимодействовать и задавать вопросы не из серии «выполнил ли ты домашку к сегодняшнему уроку», а, например, как прошел день. Я заметила, что ученик стал раскрываться и что-то увлеченно рассказывать.
Проблему его абсолютной уверенности в предметной подготовке я решила следующим образом. Когда подросток пытался продемонстрировать свое владение сложными темами и терминами, я задавала вопросы, на которые он не всегда мог ответить. Если я понимала, что задания могут показаться ему слишком легкими, то заранее подбирала другие – повышенного уровня сложности. Так ученик осознал, что у него есть определенные пробелы и ему нужна моя экспертная помощь в подготовке.
Как решить проблему
Здесь вам помогут нетривиальные методы и способы. Ученик, уверенный в себе, часто требует повышенного внимания к своей персоне.
Попробуйте сделать общение с ним максимально дружелюбным, но в то же время не забывайте напоминать о зоне ответственности самого ученика при подготовке. Подбирайте интересные дополнительные задания и предоставьте ему возможность проанализировать свой реальный предметный уровень.
Застенчивый
Историк Ирина Воробьева столкнулась со сложностью, когда к ней на курс пришла ученица, которая оказалась очень замкнутой:
При первом же знакомстве девочка была очень закрытой, общалась неохотно и неуверенно. Когда я задавала ей обычные вопросы из курса истории, она чаще всего долго думала и отвечала неверно. Через пару занятий стало очевидно, что некорректные ответы вызваны не только пробелами в знаниях, но и очень серьезной неуверенностью в себе.
Через некоторое время мы с ней обсудили сложности подобного взаимодействия и сошлись на том, что стоит немного изменить ситуацию.
Проблему с предметным уровнем мы решили с помощью более тщательной подготовки к занятиям и составления конспектов по каждой теме. Это существенно повлияло на качество выполнения домашних заданий.
С недостатком веры в себя и собственные силы помогли справиться похвала и мое решение стать для нее наставником-другом. Перед уроком мы могли просто поговорить минут пять и уже потом начинать занятие. Благодаря этому ученица стала более открытой и уже больше не боялась выходить на контакт.
Как решить проблему
В подобной ситуации стоит создать атмосферу, в которой ученик будет доверять вам. А вы, в свою очередь, сможете влиять на его прогресс и помогать двигаться к цели.
По материалам блога для учителей и репетиторов образовательной компании MAXIMUM Education