Сказки для развития речи

Сказки любят все. Кто-то потому, что про чудо. Кто-то потому, что мама рассказывала. Не найти человека, который не знает ни одной сказки. А между тем сказка — это не просто приятное времяпрепровождение. Это один из эффективных способов «разговорить» ребенка. Как сказка поможет родителям в развитии речи малыша, рассказала Татьяна Кошечкина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики.

Как сформировать у ребенка желание говорить

Любая деятельность начинается с мотивации. Представьте, что вы впервые надели коньки и вышли на лед. Делаете первые неуверенные шаги, и у вас мало что получается. Набив пару синяков, можно опустить руки и бросить это трудное занятие. Но, предположим, вы страстный поклонник фигурного катания и у вас есть кумир в этом виде спорта. Вы знаете, что иногда он тоже приходит на этот каток, а значит, есть шанс с ним познакомиться! Согласитесь, эта цель наверняка придаст вам сил и терпения.

Речь тоже начинается с мотивации. С желания сказать. Если желания нет и ребенка полностью устраивает та ситуация, которая сложилась (меня все и так понимают), то желания осваивать сложные звуки русской речи может и не возникнуть. То же может произойти, если ребенку говорить трудно (например, есть ограничения в работе мышц языка, губ и так далее). То есть первым шагом в формировании речи у ребенка является формирование у него мотивации, желания разговаривать.

Вот тут-то и приходит на помощь сказка. Мотивы у маленького ребенка гораздо проще, чем у взрослого. Желание сказать что-то, произнести звук возникает, как правило, на фоне сильных положительных эмоций. Создание этих эмоций и является первой задачей сказки и взрослого, который ее рассказывает.

Чаще всего малышам нравятся сказки про детей. Ребенок постарше уже уверенно сравнивает себя с рыцарем (или со сказочной принцессой), а для маленького ребенка лучшая сказка — про него самого. В самом прямом смысле — про самого ребенка и его жизнь. Сказка, которая рассказывает об опыте, который он пережил совсем недавно, который еще отчетливо помнит. Например, о том, как Саша (имя условно) увидел большую собаку или ворону. Встретил трактор или мусоровоз. И самое интересное — что было дальше.

Сочинять сказки легко и просто

Нужна история, значимая для ребенка, например, с прогулки или про любимую игрушку.

Сюжет должен быть достаточно простым, продолжительность сказки — от 1 до 5 минут в зависимости от устойчивости внимания ребенка. Чем больше эмоций вы вложите в рассказывание, тем лучше. Половина сказки готова. Теперь самое важное — выбираем те элементы сказки, которые ребенок сможет повторять. На начальном этапе это самые простые слова-междометия: бух, бах, ой. Или простые и нужные ребенку слова: дай, на, там, тут, здесь, где. Встраиваем эти слова в сказку. Не используйте слишком много слов, для начала достаточно и 2–3 элементов. Должна получиться примерно такая история: «Однажды Саша гулял на улице. И увидел собаку! Бооольшуууую! Собака сказала: “Ав! Ав!” Саша взял колбаску и сказал собаке: “На!” Собака съела колбаску: “Ам! Ам!” И убежала. А Саша кричал: “Пока!!!”»

В данном примере 4 образца для подражания: ав, на, ам, пока.

Что делать с готовой сказкой?

Начинаем ярко и эмоционально рассказывать сказку ребенку. Перед заготовленными образцами для подражания ваша речь должна быть особенно эмоциональной! Рассказываем так, чтобы ребенку понравилось. В процессе рассказывания сказка может измениться, если ребенку будет интересен немного другой сюжет. Самое главное, чтобы ребенок просил рассказывать эту сказку еще и еще раз.

Когда сказка, по сути, выучена вами обоими наизусть, пришло время театральной паузы. Именно в тех местах, где мы заготовили слова-образцы. «Собака сказала — …» Важно дать ребенку возможность «договорить» фразу. Договорить в кавычках, потому что ребенок может сказать: «Ав», может произнести «а» или другой звук, может просто открыть рот. Мы поддерживаем любой вариант участия и очень эмоционально продолжаем: «Ав! Ав!!!»

И так перед каждым словом-образцом. Пауза не должна быть слишком длинной, но должна давать ребенку возможность вставить свой вариант ответа.

Поскольку эмоционально подкрепляется любой вариант ответа, ребенок начинает все чаще и все с большим удовольствием участвовать в рассказывании сказки. Как только интерес к сюжету стихает, мы придумываем новую сказку.

Важно помнить, что слова-образцы для подражания должны быть просты и соответствовать возможностям ребенка. Недопустимо поправлять ребенка и требовать от него правильного произнесения слова. Если ребенок самостоятельно заменяет звуком или звуком-жестом какое-то другое слово сказки (в нашем примере самое вероятное слово — бооольшууую!), мы также поддерживаем этот вариант и делаем паузу перед этим словом тоже.

Наша задача — создать у ребенка желание повторять за нами и затем использовать усвоенные слова в обычной речи. А со сказкой это делать гораздо интереснее!


Источник