Шрифтовое оформление для сохранения здоровья глаз школьников

Любите ли вы читать этикетки? Хорошо ли воспринимаете информацию, написанную мелким шрифтом: белым по черному или розовым по красному? Рекомендуем вспоминать свои ощущения от прочтения нечитаемого при подготовке материалов к уроку. Конечно, мы уверены: каждый опытный педагог помнит, что любой текст должен быть оформлен таким образом, чтобы дети могли его читать без напряжения. Тем не менее считаем нелишним акцентировать внимание на гигиенических нормативах оформления текстовой информации, в частности для ноутбуков и планшетов, которые все увереннее становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.

 

По мнению специалистов ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Миниздрава РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей», разработавших гигиенические требования к шрифтовому оформлению, «работа с экранами электронных устройств значительно увеличивает степень сложности зрительного восприятия, которая обусловлена их светимостью, пульсацией и наличием бликов на экране».

Чтобы глаза ребенка уставали в меньшей степени, очень важно ответственно подойти к выбору ноутбука или планшета. Об основных критериях мы уже рассказывали нашим читателям в материале «Правильный девайс для учебы и досуга: выбираем с умом». Сегодня же уделим внимание оформлению текстов.

На сегодняшний день по всем предметам всех ступеней образования разработаны электронные учебники. Однако создавались они без учета возрастных физиологических особенностей читателей ввиду отсутствия соответствующих гигиенических норм и требований. К примеру, гигиенисты выяснили, что «независимо от предмета и возрастного предназначения во всех учебных электронных изданиях <…> присутствуют абзацы с объемом текстов единовременного прочтения более 300 знаков, что обусловливает непрерывный более длительный процесс чтения и более выраженную зрительную нагрузку».

В целом рекомендаций у гигиенистов не так много, приведем ключевые, но вначале определимся с терминологией.

Основные термины

Шрифтовое оформление текста – комплекс параметров, определяющих удобочитаемость издания: кегль и емкость шрифта, интерлиньяж (межстрочный интервал), длина строки, группа шрифта.

Пункт – единица измерения, равен в системе Дидо 0,376 мм.

Кегль – размер шрифта, измеряемый в пунктах.

Ключевые требования к оформлению текстов

1. Оформление должно зависеть от объема текста для единовременного прочтения и от возраста пользователя.

2. Для текстовой информации в учебном электронном издании не допускается применять узкое начертание шрифта, курсивное начертание шрифта (кроме выделений текста), более четырех цветов шрифта различных длин волн на одной электронной странице, красный фон электронной страницы, анимированные эффекты (движение, мерцание и другое).

3. Кегль шрифта вспомогательных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 9 пунктов.

4. В таблицах кегль шрифта должен быть не менее 10 пунктов. При выводе одной или нескольких ячеек таблицы на отдельные электронные страницы кегль шрифта текста в ячейках должен быть не менее 12 пунктов. Расстояние между колонками текста в таблице должно быть не менее 12 мм.

5. Шрифтовое оформление учебных электронных изданий должно соответствовать требованиям, указанным в таблице:

И напоследок едва ли не самая важная рекомендация: для чтения, выполнения заданий учениками всех возрастных групп следует использовать преимущественно учебные издания на бумажных носителях.

С более подробной информацией можно ознакомиться здесь.


Источник