Школы-невидимки с высокими образовательными результатами

Категории: Статьи

Тэги: ,

По всему миру наблюдается существенная разница в образовательных результатах школьников в зависимости от социального, экономического и культурного статуса их семей. В то же время в России, как и в любой другой стране, есть школы, которые показывают высокие академические результаты, даже при условии, что расположены они в неблагополучных районах не самых комфортных для жизни городов, а учатся в них дети из семей с низким социально-экономическим статусом. Можно сказать, что эти образовательные организации добиваются высоких результатов в сложных условиях, несмотря ни на что, вопреки обстоятельствам. Опираясь на результаты исследований, наш обозреватель пытается разобраться, чем же обусловлена академическая успешность таких школ.

Что такое «резильентная школа»

В зарубежной литературе для обозначения школ, которые входят в 25% образовательных организаций, обучающих учеников из семей с самым низким социально-экономическим статусом (СЭС), и при этом попадают в 25% школ с наилучшими образовательными достижениями, используется термин resilient schools. Иногда такие школы называют «превосходящими ожидания» – schools performing beyond expectations. Все чаще словосочетание «резильентная школа» (от английского resilient – устойчивый, стойкий, жизнеспособный, неунывающий, жизнерадостный, быстро оправляющийся, имеющий запас жизненных сил) встречается и в русскоязычных статьях и исследованиях.

При оценке СЭС семей учитываются такие показатели, как образование родителей, их занятость, финансовая обеспеченность семьи, количество книг дома и другие. Способы измерения СЭС и академических результатов в разных исследованиях могут различаться. В России, к примеру, учитывают кадровые и материальные ресурсы, а также характеристики контингента школы, в том числе долю учащихся, состоящих на разных формах учета, и долю детей с неродным русским языком, а академические результаты оценивают по ГИА.

В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), как правило, оперируют таким показателем, как индекс ESCS (index of economic, social and cultural status). В России чаще всего встречаются термины СЭС и ИСБ (индекс социального благополучия школы). Исследователи выделяют четыре группы школ: с низким ИСБ и низкими образовательными результатами; с низким ИСБ и высокими результатами (именно эти школы называют резильентными); с высоким ИСБ и низкими результатами; с высоким ИСБ и высокими результатами.

Доля резильентных школ в России, если судить по результатам немногочисленных исследований, невелика – от 3 до 5% (в исследовании НИУ ВШЭ – 38 школ из общей выборки объемом 1270 школ, то есть 3%).

Разные дети?

Феномен резильентности требует всестороннего изучения. Исследователи пытаются выяснить, в чем секрет успехов резильентных школ, но сделать это не так просто. Очевидно, что высокие результаты могут быть достигнуты за счет материальных вложений, но резильентные школы, как выяснилось, далеко не лидеры по объемам материальной помощи. По размеру зарплат учителей и внешних «инвестиций» группа резильентных школ отстает не только от образовательных организаций с высоким ИСБ и высокими результатами, но и от школ с высоким ИСБ и слабой успеваемостью.

Другое объяснение: резильентность обусловлена личностными характеристиками учащихся, то есть в резильентных школах собрались необычные, предрасположенные к успеху дети. Проверке этой гипотезе посвящена статья «Личностные характеристики учащихся резильентных и неблагополучных школ: разные дети или разные школы», опубликованная в журнале «Вопросы образования». Автор – Роман Звягинцев, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского НИУ ВШЭ.

Исследование проводилось в 2019 году в Ленинградской области. Итоговая выборка – 4159 учеников 10‑11‑х классов из 237 школ. Гипотеза не нашла подтверждения: в исследовании не найдено различий между учащимися резильентных и неблагополучных школ ни по одной из личностных черт.

Пожалуй, этот результат сложно назвать неожиданным. Действительно, откуда возьмутся различия в личностных характеристиках, если в резильентных школах нет специального отбора, да и о сознательном выборе родителями таких школ тоже говорить не приходится. В них приходят дети, живущие в шаговой доступности. Кроме того, резильентные школы переводят в 10-й класс практически всех желающих.

Разные школы

За счет чего же учащиеся резильентных школ показывают высокие образовательные результаты? Исследования дают основания предполагать, что источник резильентности находится внутри самой школы, а не вне ее. Резильентность обусловлена образовательной стратегией школы, школьным климатом, организационной культурой. Для резильентных школ важнее, чем для образовательных организаций с высоким СЭС, создать все условия для успешного обучения. По мнению директоров резильентных школ, для родителей крайне важны разнообразные программы профильного обучения. Это понятно, поскольку речь идет о семьях без существенного образовательного и экономического ресурса. Как следствие, родители в таких семьях фактически не могут влиять на результаты ГИА.

В исследовании Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) отмечается, что резильентные школы – это организации, в которых установлена атмосфера сотрудничества, в них ценят развитие как обучающихся, так и учителей. Главный вывод экспертов ФИОКО состоит в том, что залогом высоких образовательных результатов резильентных школ служит профессионализм школьной команды, который складывается из лидерской позиции директора и навыков профессионального взаимодействия педагогического коллектива: учителя владеют приемами индивидуализации, развития критического мышления, формирующего оценивания.

Частичное сглаживание образовательного неравенства

Лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии» позволяет проследить образовательные траектории детей из резильентных школ.

Траектории в образовании и профессии

В 10-й класс в резильентных школах попадает больше детей, чем в неблагополучных школах и в школах с высоким значением индекса социального благополучия, но слабой успеваемостью. Но уже на стадии зачисления в вуз социальный лифт для детей из резильентных школ фактически приостанавливается. В университеты из резильентных школ поступает больше детей, чем из неблагополучных школ, но меньше, чем из школ с высоким ИСБ, причем как с хорошей успеваемостью, так и с низкими образовательными результатами.

Исследователи трактуют полученные результаты следующим образом: дети из семей с низким социально-экономическим статусом, обучаясь в резильентных школах, получают шансы, но не всегда их используют. На мой взгляд, дело не столько в неспособности распорядиться шансом, сколько в неравных финансовых возможностях: слабо успевающие дети богатых родителей поступают в университеты на платное обучение, а дети из бедных семей, окончившие резильентную школу, такой возможности лишены.

Таким образом, можно говорить лишь о том, что резильентные школы лишь частично сглаживают образовательное неравенство.

Школы-невидимки

В заключение поделюсь наблюдением. В России большой популярностью пользуются всевозможные рейтинги школ. Одно только рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) ежегодно представляет десятки разнообразных рейтингов: 100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников; 300 лучших школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы; топ-50 школ с уклоном в точные и естественные науки или в социальные и гуманитарные науки; топ-50 школ по направлению «Экономика и управление»топ-200 школ, выпускники которых успешно поступают в ведущие вузы на естественно-математические и инженерно-технические специальности; лучшие школы по федеральным округам и субъектам РФ.

Рассчитывается, например, рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников, составляются рейтинги, учитывающие олимпиадные достижения школ, но среди этого рейтингового изобилия вы не найдете ни одного рейтинга резильентных школ. Более того, в открытом доступе вам не встретится даже список школ, которые можно считать резильентными.

У резильентных школ мало шансов на попадание в топ-100 лучших школ России по одному из общепринятых критериев, поскольку там все места заняты физико-математическими лицеями, лингвистическими гимназиями, школами при вузах, центрами по работе с одаренными детьми и другими образовательными организациями, предполагающими жесткий отбор на входе. Не будет таких школ, разумеется, и среди ШНОР, то есть школ с низкими образовательными результатами, потому что резильентность предполагает попадание в 25% образовательных организаций с наилучшими академическими достижениями.

Удивительный факт: школы, которые показывают хорошие результаты в сложных условиях, на уровне страны являются практически невидимками. О них не пишут, их опыт, образовательные стратегии, организационная культура не рассматриваются, директора этих школ, несмотря на колоссальный опыт и показанные результаты, не становятся министрами или руководителями управлений образования.

Однажды после семинара в одной известной организации федерального уровня, которая осуществляет экспертно-аналитическую деятельность в сфере школьного образования, я предложил составить рейтинг резильентных школ. Привел пример школы, которая в 2019 году стала победителем Германской школьной премии (der Deutsche Schulpreis). По единогласному решению жюри абсолютным победителем была объявлена начальная школа имени братьев Гримм из города Хамм, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия. Школа эта расположена в социально неблагополучном районе города с населением около 180 тысяч человек. В ней учатся 225 человек, более 100 из них – дети мигрантов, каждый десятый учащийся имеет особые образовательные потребности. Образовательная организация получила денежный приз в размере 100 тысяч евро. Репортажи о школе, интервью с руководителями, мнения педагогов, школьников и родителей опубликовали крупнейшие федеральные и региональные СМИ.

Как вы думаете, какова была реакция уважаемых экспертов, аналитиков, авторов многочисленных статей и исследовательских работ, посвященных школьному образованию? Повисло неловкое молчание, все стыдливо отводили глаза, пока кто-то не заговорил о навыках XXI века, после чего все дружно бросились обсуждать модную тему.

Есть ли у вас, уважаемые читатели, ответ на вопрос: почему школы, добивающиеся хороших образовательных результатов вопреки обстоятельствам, в нашей стране мало кому интересны?


Источник