Школьники России стали участниками Открытого урока «Молодая гвардия»

16 февраля состоялся Всероссийский Открытый урок «Молодая гвардия», из которого зрители узнали, как в годы Великой Отечественной войны дети совершали героические поступки. Урок посвятили Сталинградской битве и 80-летию создания подпольной антифашистской комсомольской организации юношей и девушек «Молодая гвардия», которая боролась с фашистами и помогала землякам в освобождении города Краснодона, который сегодня входит в состав Луганской Народной Республики.

Съемочная группа проекта «Открытые уроки» отправилась на родину молодогвардейцев – в город Краснодон Луганской Народной Республики. В музее «Молодая гвардия» они встретились с Любовью Терещенко, сотрудницей музея, которая рассказала историю времен Великой отечественной войны, когда город Краснодон был оккупирован:

«20 июля 1942 года, когда фашисты вошли в город, начались массовые аресты коммунистов, комсомольцев, орденоносцев, старых красных партизан. На стенах домов, на заборах начали появляться приказы и распоряжения оккупационных властей. Каждый приказ заканчивался одинаково — за неповиновение расстрел».

Получив Донбасс, Гитлер планировал наладить массовые поставки угля в Германию, но жители Краснодона отказались спускаться в шахты. Так, в ночь с 28 на 29 сентября 1942 года случилось страшное – фашисты заживо закопали в парке имени Ленинского комсомола 32 советских человека. В числе погибших был Владимир Петров – отец будущего молодогвардейца Виктора Петрова. После случившегося Виктор и еще несколько ребят решили бороться и противостоять фашистской агрессии, создать организацию «Молодая гвардия» и продолжить дело отцов, не позволяя планам оккупантов осуществиться. Зрителям урока рассказали об операциях, проведенных ребятами, которые входили в состав этой организации и показали подвиги юных Краснодонцев. Местный житель Сергей Изварин показал места, которые хранят память о событиях тех лет.

Одним из таких мест оказалась центральная больница города Ровеньки, где в период оккупации с июля 1942 года по февраль 1943 года располагалось окружное гестапо. Подробнее об этом рассказал Андрей Комиссаренко, научный сотрудник музея «Памяти погибших» города Ровеньки.

Подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, хранятся в памяти до сих пор. О том, как память поколений передается школьникам, рассказали Елена Чигридова, начальник управления образования администрации города Краснодона и Наталья Егоренко, директор Краснодонской средней школы №1 имени А.М. Горького.

Ведущая урока София Хоменко посетила главный военно-исторический музей России «Музей Победы», где встретилась с Ольгой Казаковой, председателем комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по просвещению. Ольга Михайловна рассказала, почему так важно помнить о подвиге молодогвардейцев и в чем ценность книги «Молодая гвардия» Александра Фадеева для современных школьников:

«Когда мы читаем эту книгу, становимся крепкими, мужественными. Мы смотрим на героев-молодогвардейцев, какую тяжелую жизнь пришлось пройти им, какие испытания выпали на их юность, и совершенно по-другому начинаем относиться к разным вещам, к историческим фактам. Им было от 14 до 19 лет, они погибли для того, чтобы мы жили. И дело нашей чести, нашей клятвы хранить память о них, быть их продолжением».

Из Волгограда свою историю рассказала Тамара Васильевна Колбасина, которая во время Великой Отечественной войны, так же как и герои «Молодой гвардии», была ребенком и находилась в Сталинграде. Она поделилась воспоминаниями о дне самой массированной бомбардировки города, тогда советский солдат спас ей жизнь.

Максим Насекин, ведущий методист ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» рассказал об истории Мамаева Кургана.

Ольга Шинкаренко, учитель русского языка и литературы МОУ СШ №128 города Волгограда вспомнила своего отца, который боролся с фашистами, будучи еще совсем ребенком:

«Они до войны выходили кататься на горку на салазках. Две железки на них доски клали и съезжались с горы. И по этой горке фашисты пропускали свои провода. Это были провода связи. Так вот, мальчишки во время войны, рассказывал мой отец, брали салазки и съезжали с этой горки. И таким образом они резали эти провода, и фашисты оставались без связи».

Александр Козырев, заслуженный учитель РФ, педагог-организатор, заведующий музеем «ФГКОУ Волгоградского кадетского корпуса Следственного комитета Российской Федерации им. Ф.Ф. Слипченко» показал место, где началась Сталинградская битва:

«На территории Волгограда находится 17 танковых башен. Они обозначают места ожесточенных боев в годы Великой Отечественной войны, в годы Сталинградской битвы. Это танковые башни, которые обозначают передний край обороны. Одна из них находится на территории нашего кадетского корпуса. Именно здесь 124 отдельная стрелковая бригада полковника Горохова начала первое наступление крупное на Северной оконечности Сталинграда, защищая тракторный завод и Сталинград с Севера. Именно это участок оказался непокоренным до конца Сталинградской битвы».  

Артем Кочергин, учитель истории учебно-методического отдела «ФГКОУ Волгоградского кадетского корпуса Следственного комитета РФ им. Ф.Ф. Слипченко» рассказал о критических моментах Сталинградской битвы, об ожесточенных боях, которые шли в то время, о легендарном маршале, дважды Герое Советского Союза – Василии Чуйко.

Бонусом зрителям урока доступен сюжет, посвященный премьерному показу рок-оратории «Молодая гвардия. Черный январь 1943 года». Участниками спектакля стали активисты Всероссийского проекта «Школьная классика» РДДМ «Движение первых». Посмотреть его можно по ссылке.

Запись эфира доступна на сайте трансляции.институтвоспитания.рф и в официальных сообществах Института воспитания и Министерства просвещения РФ во ВКонтакте по ссылке.

Всероссийский проект «Открытые уроки» реализуется Институтом воспитания при поддержке Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» занимается научно-исследовательской деятельностью по изучению актуальных проблем воспитания и развития детей в современном обществе. Это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России. В числе проектов Института такие как: разработка программ воспитания и методических рекомендаций по их внедрению, Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека», Всероссийские проекты «Открытые уроки» и «Открытые родительские собрания», журнал для родителей и педагогов
«Семья и школа» и другие. Институт реализует и поддерживает программы в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».