Шестидневное рабство
В Госдуме осудили удлиненную учебную неделю школьников
«Шестидневным рабством» и «похищением детей из семьи» охарактеризовали удлиненную учебную неделю в Госдуме. Мол, из-за учебы по субботам у ребенка совсем нет времени на отдых. А выросший индивид потом всю жизнь ненавидит школу. «МК» решил узнать, так ли велика проблема, где и почему в школах еще сохраняется «шестидневная неделя».
Но вначале – яркие думские аргументации против шестидневки. Мол, обучаясь по такой схеме, ученик все равно не становится умнее. А вот семья, родители, дом страдают из-за того, что ребенок «отделен от семьи и не может никуда поехать с родителями в выходные из-за сильной усталости». В парламенте живописали такую картину: «Перегруженный уроками, домашним заданием ребенок в воскресенье просто бессильной тушкой лежит на диване, пытаясь хоть как-то восстановить свои силы»…
О разгрузке школьников и оптимизации программы сейчас говорят на самом высшем уровне. Президент дал поручение правительству и профильным ведомствам о снижении нагрузки на детей. В части, о разгрузке программы, уменьшения числа контрольных и «домашки», озвучив это в ходе послания Федеральному собранию.
Ирония в том, что учиться 6 дней в неделю, а не 5 – это и есть попытка разгрузить учеников. Все возрастающий объем программ легче делится на 6, чем на 5. Кроме того, «лишний» день – еще и возможность дать дополнительные часы по предметам, которые нужны для подготовки к ЕГЭ. Хотя недовольны таким решением оказываются не только большинство семей, но и изрядная часть учителей. Мол, и так доходы совсем «не шахтерские», а тут еще дополнительные рабочие дни.
— Во многих школах часовая и урочная нагрузка на учеников превышена, – говорит методист и преподаватель Анастасия Гордеева. – Седьмого и восьмого уроков не должны быть, а они есть в средней школе, например. И не только это: математика, к примеру, первым уроком не может быть в начальной и средней школе, другие сложности тоже есть. Которые надо учитывать при верстке расписания.
Что до старшей школы, то там бывает и по 10-11 уроков. Поэтому некоторые школы принимают 6-дневку как выход. Часто это так называемые хорошие школы, бывшие лицейские, гимназические. Которые стремятся побольше дать.
В России существует практика 6-дневной учебной недели в отдельных школах и регионах. Точное количество таких школ не учтено, но навскидку их не больше 12%. Шестидневка есть в Москве, Санкт-Петербурге, Чеченской Республике, Карачаево-Черкессии и др.
Решение о принятии удлиненной учебной недели законно, и оно остается за советом школы. «Продолжительность учебной недели устанавливается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Обычно учебная неделя в российских школах составляет пять дней (с понедельника по пятницу), а суббота является выходным днем для учащихся», – говорится в действующей версии закона «Об образовании» от 2012 года.
Россия не одинока в своем решении учиться по субботам. В ряде стран, где такие школы даже более распространены, чем у нас, Япония и Китай. Которые учатся больше из-за сложных экзаменов и контрольных, высоких стандартов образования. И в ОАЭ, «с целью повышения качества образования и подготовки к международным экзаменам». Есть шестидневка и в Индии, это обычно религиозные школы. То же самое можно сказать про Израиль: 6 дней в неделю там учатся многие школьники. Но не по субботам, конечно – учебная неделя там начинается в воскресенье и оканчивается в пятницу.