Семь «уроков» конкурса «Учитель года – 2023»

Заслуженный учитель РФ из Санкт-Петербурга делится «уроками», извлеченными из конкурса этого года

Эта статья переделана из моего поста в ВК. Поста, написать который я собиралась после конкурса «Учитель года – 2023», членом жюри которого была. Собиралась написать так долго, что уже, кажется, и писать не стоило бы. Но, готовясь к занятиям со студентами, пересмотрела некоторые видео и, главное, перечитала свои заметки-конспекты конкурсных мероприятий. И дни конкурса как-то легко восстановились в памяти. И захотелось поделиться несколькими соображениями, вернее – «уроками», которые преподал мне конкурс этого года.

«Урок» первый (и не только, как выяснилось, мой): НАДО ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ.

На конкурс я ехала с каким-то если не предубеждением, то тревогой. Нетрадиционное место (а отсюда и формат): все в пространстве одного образовательного учреждения (и конкурсные испытания, и проживание, и вечерние мероприятия). Школа необычная, если хотите, нетиповая во всех смыслах. Значительно обновленная команда экспертов (членов жюри). Обновленный формат оценки.

Но все новое оказалось в целом органичным, не вызвало никаких проблем, подарило часы интересного общения и новых открытий. Думаю, к месту здесь процитировать Ирину Георгиевну Димову, ее запись под моим постом в ВК: конкурс – это «многоаспектное культурно-педагогическое явление». Добавлю лишь: как любое значимое явление, конкурс открыт к изменениям и обновлению.

«Урок» второй (уже известный, но подтвердивший важную для меня мысль): УЧАТ НЕ СТЕНЫ, А ЛЮДИ.

Сколько бы мы ни говорили о потрясающей (неповторимой, умной, классной, впечатляющей качеством и дизайном, etc.) «пространственной среде» подмосковной гимназии имени Е.М. Примакова, она, среда эта, не «сделала» бы конкурс без людей – команды гимназии. И я не только о работе команды во время конкурса, я о той серьезной работе, которую ведут в гимназии с детьми, с программами, с концепцией школы.

По двум принятым в петербургской гимназии № 56 конкурсам (2008 и 2018 гг.) знаю: за несколько месяцев или недель перед конкурсом не научишь детей мыслить, рассуждать, вчитываться в текст, отстаивать суждение. Не натаскаешь на «гордость школой» и умение представлять ее, не подготовишь глубокие ответы для телевидения или неофициальной беседы со взрослыми. Спасибо Вам, Майя Отариевна Майсурадзе, и Вашей команде взрослых и детей!

«Урок» третий (известный еще Гоголю…): «НЕЧА НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ…»

Итоги конкурса каждый может оценить по-своему. Я принимаю эти итоги, ибо доверяю и экспертам, и большому жюри. Без такого доверия конкурсное движение и конкурсное сообщество невозможно. Вернее, без такого доверия все рискует превратиться в склоку и предъявление взаимных обид. Подчеркну: именно принимаю итоги, хотя (возможно!) что-то видела по-иному. Но мне дали высказаться оценками в первом туре. И я это сделала. Честно. И, думаю, профессионально.

Я терпеть не могу послеконкурсных попыток найти причину своих неудач в неточном «судействе». Еще хуже, когда кто-то из «болельщиков» начинает принижать достоинства тех, кого назвали победителем. Просто я знаю одно правило: надо переигрывать всех на голову. Быть готовым настолько, чтобы победа была несомненной. На классе. В одни ворота. А конкурсантам могу посоветовать одно. Конечно, надо вслушиваться в рекомендации и советы «команды», которая вас готовит. Конечно, надо опираться на опыт методистов. Но говорить надо СВОИМ ГОЛОСОМ.

Мне искренне жаль было некоторых умных, светлых, интересных учителей, в уроке и разговоре которых прям чувствовались «врезки» чужого голоса (вставленного по принципу: «Ты это не забудь сказать», «Жюри это любит», «Надо это добавить: есть в критериях…»). И этот голос условного «методиста» (я, кстати, методистов уважаю очень, если они строят работу от учителя, а не от себя любимых), прорывавшийся в «партии» конкурсанта, портил всю «мелодию» урока.

«Урок» четвертый (обозначенный еженедельной максимой – цитатой, определяющей, если так можно сказать, ведущую установку жизни Примаковской гимназии на неделю): «ЗНАНИЕ СМИРЯЕТ ВЕЛИКОГО, УДИВЛЯЕТ ОБЫКНОВЕННОГО И РАЗДУВАЕТ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА». Л.Н.ТОЛСТОЙ.

Сколько бы приемов и приемчиков, «заходов» и «заходиков» ни выдумали конкурсанты, сколько бы труда (и денег, кстати) ни вложили в раздаточные папки, конверты, пакеты, листы, сколько бы «фишек» ни включили в презентации (а у некоторых были прям дизайн-шедевры), первостепенным для меня остается ЗНАНИЕ: психологии, педагогики и, в первую очередь, преподаваемой науки. Никакой дизайн и никакая раздатка не спасут, если нет глубины знания, если нет свободы владения материалом, если не видна предметная и общая культура. Именно поэтому мы с коллегами из нашей 56-й премию имени М.Б.Пильдес вручили Андрею Журбину из Астрахани – человеку глубокого образования, книгочею, тонкому филологу (и философу), настоящему русскому интеллигенту.

«Урок» пятый (уже усвоенный, но от этого не менее значимый): КОНКУРС – ЭТО ЛЮДИ.

И мне четвертый год с людьми несказанно везет. Мне четвертый год везет с сопредседателями, с составами жюри групп и с конкурсантами. И в этом году группа была чудо как хороша. И потому, что мы как-то сразу попали в одну тональность «оценочной мелодии», и потому, что эксперты по предметам были точны, лаконичны, убедительны (напомню: урок каждый оценивает сам, «представитель» предмета лишь «подсказывает» всем остальным, насколько верен был конкурсант с точки зрения «базовой науки»), и потому, что в группе была необыкновенная атмосфера взаимного уважения и какой-то товарищеской теплоты. Эта общность наша по-особому дала о себе знать в финале одного из конкурсных уроков, когда практически все одновременно выдохнули, зааплодировали и… прослезились от педагогического умиления, что ли…

Мне необычайно повезло с группой конкурсантов. Не собираюсь оценивать здесь подготовку и качество их урока и разговора с детьми (я сделала это в протоколе), но всех (18 человек!) я хотела бы видеть в рядах команды 56-й гимназии, каждому доверила бы учить своего собственного ребенка. Про наших конкурсантов отлично написал сопредседатель группы, абсолютный победитель конкурса «Учитель года – 2011» Алексей Овчинников после конкурса на своей странице ВКонтакте. Лучше не скажешь. И этот пост моего коллеги – доказательство глубочайшего уважения экспертов к конкурсантам, ибо все мы (и оцениваемые, и оценивающие) в неконкурсной жизни делаем общее важное дело – учительствуем. У нас общие проблемы и общие радости, которыми мы делимся уже после конкурса или в перерывах между испытаниями.

«Урок» шестой (без всяких в скобках комментариев): У ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ.

Уж точно в тех вузах, ректоры которых были с нами на конкурсе. Я очень дорожу общением со Светланой Алигарьевной Минюровой, ректором из Екатеринбурга. С работой команды ее вуза я знакома и по «Флагманам», и по качеству подготовки многих учителей, вышедших из стен этого университета. Сложно передать мой (почти детский) восторг от общения с ректорами педагогических университетов страны: Светланой Александровной Алешиной (Оренбург), Константином Борисовичем Егоровым (Пермь), Игорем Олеговичем Петрищевым (Ульяновск), Алексеем Александровичем Михайловым (Шуя, филиал Ивановского педагогического). К счастью, они понимают, каким должен быть учитель и, главное, что нужно для этого делать. Абсолютно разные, все они одинаково радеют (люблю это слово!) за дело свое и детей, с любовью и теплотой говорят о достижениях, с тревогой – о проблемах. Вот в этих-то любви, теплоте, тревоге и кроется надежда на развитие педагогического образования.

И, конечно, конкурс последние два года – это сопредседатель моей группы, ректор Тульского педуниверситета Константин Андреевич Подрезов. В том, что слово о вузе у него не расходится с делом, я убедилась прошлой зимой, побывав в стенах университета, поработав со студентами, пообщавшись с коллегами. Как это важно: вуз не выживает, а живет, развивается. В вузе интересно и студентам, и преподавателям.

«Урок» седьмой (бесконечно мной повторяемый студентам, молодым учителям, коллегам): «УМНЫЙ ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ, А ДУРАК УЧИТЬ» А.П.ЧЕХОВ.

С конкурса (в частности – из гимназии им.Е.М. Примакова) я привезла много идей и решений, больших и малых, концептуально значимых, мощных и небольших, частных (для отдельного урока или мероприятия). О них я рассказывала и рассказываю коллегам и будущим учителям. И завтра буду рассказывать на очередном семинаре студентам, проходящим практику в гимназии. С подготовки к этому семинару и родился пост ВК. Длинный, конечно. Но важный. Для меня так точно важный.

P.S. Лишь один «урок» Примаковской гимназии напрочь «не зашел» моему директору. Рассказываю директору Сергею Данилову: «У меня новая любовь – медведи Прима и Примус, талисманы гимназии (ростовые куклы). У них есть школьная форма (повторение формы гимназистов) и спортивная. А наш бобер Полихроний (тоже символ гимназии, ростовая кукла)… только в шапочке…» Но директор был категоричен: «Катерина, то есть все эти годы было нормально, что Полихроний «голый», а теперь ты предлагаешь его одеть?..» Это, разумеется, шутка. По Приме и Примусу скучаю. Они отличные. Собственно, как и дни прошедшего конкурса «Учитель года России – 2023».

Тенютина Екатерина Дмитриевна, заместитель директора ГБОУ «Академическая гимназия № 56 имени М.Б. Пильдес» Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук

Источник