Россия наращивает подготовку специалистов для достижения технологического суверенитета

В этом году количество передовых инженерных школ (ПИШ) на базе российских вузов вырастет с 30 до 50. В дальнейшем их число будет увеличено до 100, такое поручение дал президент России Владимир Путин.

Первые ПИШ были созданы в 2022 году на базе 30 университетов в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы». Его цель — обеспечить высокопроизводительные экспортно-ориентированные секторы экономики квалифицированными кадрами. В 2023 году число студентов 30 передовых инженерных школ превысило шесть тысяч человек.

Образовательная история всех ПИШ в стране началась с запуска магистерских программ, ведь с них удобно начинать, потому что они короткие и более гибкие, рассказал «РГ» директор Передовой инженерной школы Томского политехнического университета «Интеллектуальные энергетические системы» Роман Лаас.

«В ПИШ ТПУ, к примеру, открыто пять магистерских программ, осенью 2023 года мы провели первый набор студентов. Они будут проектировщиками цифровых двойников энергообъектов, месторождений, специалистами по технологиям машинного обучения для нефтегазовой отрасли, по цифровизации процессов в атомной отрасли. В 2024 году открываем бакалаврскую программу», — отметил директор ПИШ. По его словам, передовые школы готовят своего рода «новых инженеров». Во-первых, потому что многие ПИШ созданы на стыке различных направлений и профессий, во-вторых, в них внедряются лучшие образовательные методики и инструменты. «Например, наши программы собраны по модульному принципу. Это значит, что вместо классических дисциплин длиной в семестр используются более короткие интенсивные модули. Они гораздо эффективнее длинного курса», — отметил Роман Лаас.

Другая ПИШ Университета Иннополис призвана подготовить ИТ-инженеров для разработки и внедрения российского ПО.

«До 2030 года планируется обучить 13,8 тысячи ИТ-специалистов с упором на запросы индустрии и трудоустроить 1,3 тысячи выпускников в высокотехнологичные компании, — рассказал заместитель директора, руководитель Передовой инженерной школы Университета Иннополис Искандер Бариев.- Мы создали систему, в которой образовательные процессы пересекаются с реальными задачами от индустрии, и такой подход интересен студентам».

Обучение по четырем программам ПИШ в Университете Иннополис стартовало в сентябре 2023 года. Первые магистранты получат диплом в 2025-м, бакалавры — в 2027-м.

Учитывая популярность программы передовых инженерных школ, правительство РФ решило расширить ее, проведя в прошлом году конкурс и отобрав еще 20 вузов, на базе которых сегодня создаются ПИШ. Они начнут работать уже с нового учебного года, но и это еще не все. В недавнем Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин поручил, по сути, удвоить число ПИШ.

«Предлагаю расширить эту программу еще на 50 инженерных школ. То есть в общей сложности развернуть по стране сеть из 100 таких центров, которые будут готовить специалистов высшей квалификации и предлагать оригинальные технические решения, причем в самых разных областях: в промышленности, сельском хозяйстве, в строительстве, транспорте, в социальной сфере», — сказал глава государства.

Особенность передовых школ в том, что они предлагают новые подходы к подготовке будущих специалистов. «Модель образования ПИШ МАИ представляет собой междисциплинарную среду, где помимо освоения профильных инженерных компетенций сформировано образовательное ядро подготовки комплексного инженера. Это универсальные дисциплины, позволяющие в ходе практической реализации проекта освоить компетенции бизнес-мышления и управления проектами», — рассказала «РГ» директор института № 14 «Передовая инженерная школа» МАИ Наталия Шовгеня.

Кстати, первый выпуск ПИШ авиационного института по программе магистратуры состоится уже в этом году. О перспективах трудоустройства можно не беспокоиться — 100 процентов магистрантов второго курса и 70 процентов первого уже работают по специальности на высокотехнологичных предприятиях.

Особенность обучения в Передовой инженерной школе «Агроген» Воронежского государственного аграрного университета — тесная связь с практической работой.

«Обучающиеся регулярно проходят различные стажировки в компаниях-партнерах, учатся применять свои знания на практике в реальных проектах, — рассказывает руководитель ПИШ «Агроген» Олег Буханцев. — За каждым закреплен наставник от высокотехнологичной компании, который курирует весь процесс обучения и является одним из руководителей выпускной квалификационной работы совместно с преподавателями ПИШ. Еще одна принципиальная особенность обучения — возможность выбора и эффективной реализации каждым студентом индивидуальной образовательной траектории подготовки в зависимости от актуальных потребностей наших индустриальных партнеров».

Совместная работа с компаниями — сильная сторона ПИШ. На начало 2024-го в федеральном проекте участвовало более 160 индустриальных партнеров. Планируется, что к концу этого года их число увеличится до 290. Речь идет о крупнейших компаниях страны. При этом компании-партнеры участвуют не только в формировании образовательных программ инженерных школ, но и в совместных разработках новых технологий.

«Мы выстроили работу с нашими партнерами и при их участии за полтора года работы ПИШ создали собственные продукты, например, систему хранения и версионного контроля программного кода GitFlame и систему постановки задач и управления процессом разработки TeamFlame, которые в данный момент проходят тестирование», — рассказал Искандер Бариев.

«ПИШ Томского политеха запустила в работу несколько важных технологических проектов. По итогам 2023 года отмечу программный комплекс для научно-инженерного моделирования процессов переработки нефти и газа PROGRESS, в настоящий момент готов прототип комплекса», — рассказал Роман Лаас.

Олег Буханцев сообщил, что ПИШ ВГАУ также ведет научные исследования и разработки на приоритетных для страны направлениях. «В 2023 году мы создали, запатентовали и внесли в Государственный реестр уникальный сорт сои Glycinia max (L.) Merr. ВАСИЛИСА, который сочетает ранние сроки созревания, короткий период вегетации с повышенным содержанием жира и стабильную урожайность», — отметил он.

Еще одно важное направление работы ПИШ — дополнительное профессиональное образование (ДПО) и переподготовка специалистов. По итогам 2023 года обучение во всех ПИШ по программам ДПО прошло более 7,4 тысячи инженеров. А 7,6 тысячи преподавателей и управленцев прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

«В арсенале ПИШ МАИ более 10 программ повышения квалификации для обучения действующих специалистов корпораций перспективным технологиям, таким как новые материалы и аддитивные технологии, системы авионики, искусственный интеллект и нейросети, БПЛА», — рассказала Наталия Шовгеня.

«В 2023 году мы обучили 1,5 тысячи человек по 12 программам дополнительного профессионального образования, — сообщил Искандер Бариев. — ИТ-инженер будущего должен подстраиваться под быстро меняющийся рынок, понимать все стадии создания программного обеспечения и постоянно актуализировать свои знания. Наша задача — обеспечить систему непрерывного образования для ИТ-специалистов, чтобы их знания и навыки были всегда актуальными».

Источник