Рецензия на учебник «Армия России на защите Отечества»

Первая серьезная попытка Минобороны «войти» в российскую школу

Издательство «Просвещение» и Общественный совет при министерстве обороны РФ выпустили интересное пособие для учащихся. Называется «Армия России на защите Отечества». Вышла книга под редакцией доктора философских наук, профессора, генерал-лейтенанта Р.М. Тимошева, и она может считаться первой серьезной попыткой министерства обороны «войти» в российскую школу.

По большому счету, это, конечно, не пособие, а серьезный исторический сборник с массой справочного материала. Написан он увлекательно и читается легко. Повествование охватывает военную историю с Древней Руси до дней сегодняшних. При этом авторы затрагивают не только чисто военные вопросы. Они дали свое видение истокам государственного патриотизма, а также немало внимания уделили морально-нравственным и правовым аспектам деятельности Вооруженных сил. Удалось раскрыть суть профессии военного защитника России.

Издание снабжено качественными иллюстрациями (в том числе снимками фотокорреспондента «РГ» В.Аносова из зоны СВО), что придает живость повествованию, как бы обреченному на некоторую сухость.

Книга состоит из четырех разделов и приложения.

Первый раздел посвящен описанию основных задач Вооруженных сил. В нем подробно расписывается современная структура нашей армии. Доступным языком разъясняются такие понятия, как «полк», «воинская часть», «армия», «соединение», «вид вооруженных сил», а также другие специфические понятия военного строительства. Дается представление о воинских званиях, военной форме одежды и знаках различия военнослужащих, боевом знамени части, воинских ритуалах и государственных наградах — как СССР, так и России.

Большое внимание уделено историческим вопросам. Лично я надолго «завис» над таблицей всех министров обороны и начальников Генерального штаба с XIX по XXI век. Узнал об удивительных судьбах пяти русских генералиссимусов, а также о том, сколько раз русские войска брали Берлин, Париж, Вену и другие европейские столицы. Думаю, школьникам и студентам небезынтересно будет узнать и о днях воинской славы России, городах-героях, а также о крупнейших битвах Великой Отечественной войны и наиболее выдающихся наших полководцах.

Любопытны рассказы о том, как в России менялись сроки призыва (с 25 лет до одного года), и о рекордсмене нашей армии по сроку службы, отдавшем делу защиты Отечества 80 (!) лет. Здесь же дается вся необходимая информация для призывника — от того, как еще в школе или колледже получить военно-учётную специальность, до советов, как вести себя на призывном пункте. Подробно рассказывается, что значит служба по контракту, каким образом заключается договор о профессиональной армейской и флотской службе, о социальных гарантиях контрактникам и членам их семей.

Второй раздел посвящен описанию основных видов вооружений и техники Российских армии и Военно-морского флота. Наглядно, с хорошей инфографикой, представлены структуры Сухопутных войск, Воздушно-космических сил, ВДВ, ВМФ и РВСН. Здесь читатель познакомится с современными образцами российской военной техники и самыми известными ее конструкторами. Рассказывается о предназначении и текущем состоянии разных видов российского оружия.

Например, в разделе, посвященном Ракетным войскам стратегического назначения, повествуется о ракетных комплексах «Авангард», «Сармат» и «Ярс», которые уже несут боевое дежурство или прошли последнюю стадию государственных испытаний.

Интересно и содержательно рассказывается о другом современном вооружении — авиационном, артиллерийском, бронетанковом, инженерном, в том числе применяемом в ходе СВО. Любопытна информация о том, какие военные достижения СССР и России попали в Книгу рекордов Гиннесса и почему.

Третий раздел называется «Жизнь армии и флота». В нем говорится об армейских и флотских традициях, разъясняются права и обязанности военнослужащих, уточняется, что такое основные виды воинской деятельности и как обеспечивается безопасность военной службы. Рассказывается, что такое учебно-боевая подготовка, боевое дежурство, караульная и внутренняя служба и проч.

Мне показался очень интересным четвертый раздел — «Участие Вооруженных сил в локальных войнах и вооруженных конфликтах». Перечислены все страны, где наши военнослужащие за последние сто лет отстаивали интересы Родины, — от Испании, Кореи и Вьетнама до Афганистана и Чечни.

Там же — рассказ об участии наших Вооруженных сил в воссоединении Крыма с Россией, в военной операции в Сирии («защита России на дальних подступах») и в специальной военной операции на Украине.

В главе про Крымскую весну авторы вспоминают, откуда пошел термин «вежливые люди» и как разведка стран НАТО проворонила переброску в Крым большого количества войск и техники, приводят комментарии к событиям европейских газет («Это была просто классическая maskirovka») и первые упоминания в мировой в прессе о Силах специальных операций, а также отвечают на вопрос, почему решение перейти на службу России приняли 14 тыс. из 20 тыс. военнослужащих ВСУ.

В главе про Сирию рассказывается, как главной базой российских войск там стал аэропорт, получивший название Хмеймим, а в 50 км был организован пункт обеспечения ВМФ России, единственный подобный за пределами России. Авторы напоминают, что в Сирии состоялся дебют нового вида войск — Воздушно космических сил (ВКС), и что именно там были опробованы многие новые виды вооружений, в т.ч. первые «Калибры». Здесь же приведен фрагмент записи последнего разговора старшего лейтенанта Александра Прохоренко, который, оказавшись в окружении, вызвал огонь на себя, опубликованы фото и информация о других погибших героях.

 

В главе про СВО мне запомнился фрагмент о том, в чем различия между тем, как воюют Россия и Украина. Слово «честно» тут ключевое, и, думаю, ясно, к кому оно относится. Считаю правильным, что в учебном пособии нашлось место для рассказа и об «Аллее Ангелов» в Донецке, и об Александре Захарченко, Дарье Дугиной, Владлене Татарском и других жертвах украинских диверсантов, взорванных вне поля боя, и о третьекласснике Феде Симоненко из Брянской области, который, когда СВУ атаковали его деревню, спас двух девчонок-первоклашек. Хорошо также, что не забыли волонтеров и посоветовали, как самому начать помогать нашим бойцам. И что вспомнили Героев СВО — от погибшего Нурмагомеда Гаджимагомедова до выжившего в жестоком бою с превосходящими силами противника экипажа танка «Алеша».

Интересны материалы, вынесенные в Приложения. Они привлекут внимание молодых людей, которые только собираются стать профессиональными военными или готовятся служить по призыву. Здесь рассказывается о предназначении научных военных рот, уточняется, как в них попасть и что они дают тем, кто занимается научной работой в период срочной службы, приводится список высших военных учебных заведений и военных учебных центров с правилами приема.

Издание содержит целый ряд малоизвестных фактов и, как отметил его главный консультант и редактор, генерал-лейтенант Р.М. Тимошев, может представлять интерес для самого широкого круга читателей. В частности, для преподавателей средних и основных учебных заведений — материалы, собранные воедино, помогут при проведении учебных сборов с учащимися старших классов. Полезен сборник и для студентов, в том числе обучающихся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. Ну и, конечно, для всех, кому небезразлична военная история Отчества. Для кого защита России — не пустые слова.

Сергей Птичкин