Развитие эмпатии учащихся: исследования ученых

Категории: Педсовет

Тэги: ,,

Новое исследование доказало, что побуждение детей сопереживать другим заметно улучшает их творческие способности, а потенциально может привести к другим полезным результатам.

Выводы получены на основании годичного исследования Кембриджского университета с участием учеников классов дизайна и технологий (D&T) в возрасте от 13 до 14 лет двух школ в центре Лондона. Ученики одной школы в течение года следовали предписанным учебным планом урокам, в то время как в другой группе использовался набор инструментов инженерно-дизайнерского мышления D&T, которые направлены на развитие у учащихся способности творчески мыслить и вызывать сочувствие при решении реальных проблем.

В обеих группах оценивалась креативность учащихся как в начале, так и в конце учебного года с использованием теста творческого мышления Торранса.

Результаты показали статистически значимое увеличение творческих способностей учащихся инновационной школы, где использовались инструменты творческого мышления и сочувствия при решении проблем. В начале года показатели креативности учеников контрольной школы, обучавшихся по стандартной программе, были на 11% выше, чем в инновационной школе. Однако, к концу эксперимента ситуация полностью изменилась: показатели креативности в инновационной школе оказались на 78% выше, чем в контрольной.

Исследователи также обратили внимание на такие категории в рамках теста Торранса, как «эмоциональная выразительность» и «непредубежденность», которые указывают на эмоциональную или когнитивную эмпатию. Ученики экспериментальной школы снова набрали гораздо более высокие баллы в этих категориях, что подтверждает заметное влияние эмпатии на улучшение общих оценок креативности.

Авторы исследования предполагают, что развитие эмпатии не только улучшает творческие способности, но и способствует увеличению вовлеченности учеников в процесс обучения. Примечательно, что они получили доказательства, когда мальчики и девочки в инновационной школе реагировали на курс D&T так, что это бросало вызов традиционным гендерным стереотипам. Мальчики продемонстрировали заметное улучшение в выражении эмоций, набрав в этой категории на 64% больше баллов в конце года, чем в начале, в то время как девочки на 62% улучшили свои показатели с точки зрения когнитивной эмпатии.

Исследование является частью долгосрочного сотрудничества между педагогическим и инженерным факультетами Кембриджского университета в рамках проекта «Проектирование нашего будущего» (DOT), возглавляемого Биллом Николлом и Яном Хоскином. Проект предлагает учащимся решать проблемы реального мира, учитывая точку зрения и чувства других.

Обучение учеников эмпатии значительно улучшает их творческие способности

Особая задача исследования заключалась в том, чтобы ученики инновационной школы разработали «пакет» для лечения астмы для детей возраста шести лет и младше. Для этого ученикам были предоставлены различные творческие и эмоциональные «инструменты», например, им были показаны данные о количестве смертельных случаев от детской астмы в Великобритании и видео, на котором демонстрируется приступ у малыша. Они могли также исследовать проблему и проверить свои концепции, разыгрывая роли различных заинтересованных сторон: пациентов, членов семьи и медицинского персонала.

Доктор Хелен Деметриу, преподаватель психологии и педагогики педагогического факультета, проявляющая особый интерес к эмпатии, отметила: «Мы явно пробудили что-то в этих учениках, стимулируя их думать о мыслях и чувствах других. Исследование показывает, что можно не только научить сопереживанию, но это также влияет на развитие творческого потенциала детей и более углубленное обучение».

В исследовании показано, что нетрадиционный подход позволил учащимся преодолеть некоторые барьеры на пути к обучению, которые часто создают предполагаемые гендерные роли. Например, мальчики часто не хотят выражать эмоции в школе, однако это была одна из основных областей, в которых согласно тестам они добились значительных творческих успехов.

В дополнение к тестам Торранса исследователи провели расширенные интервью с учениками как в экспериментальной школе, так и в еще одной (только для девочек), ученикам которой были предоставлены аналогичные материалы. Результаты интервью подтвердили, что ученики глубоко сопереживали проблемам, с которыми сталкиваются молодые люди, страдающие астмой, и что это повлияло на их творческие решения в классе.

Многие, например, использовали такие фразы, как «встать на их место» или «взглянуть на вещи с другой точки зрения», когда обсуждали пациентов и их семьи. Один мальчик сказал исследователям: «Думаю, к концу проекта я мог сочувствовать людям с астмой… Если бы я был ребенком, принимающим ингаляторы, я бы тоже испугался». А другой ответил: «Допустим, у вас были сестра или брат с такой проблемой. Я хотел бы сделать что-то, чтобы мы могли им помочь».

В целом авторы предполагают, что эти результаты указывают на необходимость воспитывать «эмоционально интеллектуальных учащихся» не только на уроках D&T, но и всех других предметах, особенно в контексте новых, более широких научных доказательств, что наша способность к эмпатии снижается по мере того, как мы становимся старше.

Это то, о чем мы должны думать, поскольку учебные программы в целом все больше основаны на экзаменах. Хорошие оценки важны, но для процветания общества важны также творческие, коммуникабельные и понимающие других личности, – сказала Хелен Деметриу.

Ян Хоскин также отметил: «Когда я преподавал дизайн и технологии, я не видел в детях потенциальных инженеров, которые однажды внесут свой вклад в экономику. Для меня они были людьми, которым нужно быть готовыми выйти в мир в 18 лет. Обучение детей сопереживанию — это построение общества, в котором мы ценим точки зрения друг друга. Конечно, это то, что мы ждем от образования».


Источник