Разрешите ему злиться! Когда гнев идёт на пользу ребёнку

Сталкиваясь с детским гневом или деструктивным поведением, родители и педагоги часто теряются. Из поколения в поколение передаются установки: «старшим грубить нельзя», «драться — плохо», «громко кричать — неприлично». Но иногда давать выход негативным эмоциям просто необходимо. В каких случаях злость и гнев полезны для ребенка, разбираемся с психологом Ириной Лагуниной.

Гнев рождается вместе с ребёнком

Первые проявления злости специалисты наблюдают уже у новорожденных. Например, когда ребенок громким плачем реагирует на отсутствие молока. Дело в том, что нервная система формируется еще до рождения.

«Один ребенок рождается более спокойным, другой — менее. Если у матери во время беременности был высокий уровень кортизола, гормона стресса, малыш будет более чувствительным и, соответственно, более склонным к выражению эмоций, в том числе злости», — рассказывает эксперт.

Взрослея, ребенок чувствует психологический фон в семье и выстраивает эмоциональную жизнь в соответствии с обстановкой:

«Если мальчик или девочка растут с родителями, у которых много агрессии, но они постоянно ее подавляют, им будет сложно научиться справляться с эмоциями. То же происходит при задержке психического развития, или так называемой минимальной мозговой дисфункции, когда лобные доли, отвечающие за контроль над эмоциями, долго остаются неразвитыми».

Эволюция оставила человеку только те свойства и качества, которые необходимы для выживания. В том числе базовые эмоции, одна из которых — гнев. Неслучайно Гнев  — один из главных персонажей в оскароносном мультфильме «Головоломка» («Inside Out»), где пять эмоций живут в голове девочки Райли и реагируют на все события ее жизни.

Эмоция гнева выполняет две важные функции:

  1. Помогает уничтожить врага в случае угрозы.
  2. Помогает убрать препятствие на пути к нужному ресурсу.

Ресурсом для ребенка являются как игрушки, так и родительская любовь и внимание. Детская психика выдает базовую, естественную реакцию в ответ на недостаток или невозможность получить желаемое. Ведь это единственная сила в арсенале ребенка, которая может помочь сию секунду исправить ситуацию.

«Именно поэтому, например, ребенок так бурно реагирует на наказание или ограничение свободы. Это всегда повод для злости», — говорит Ирина Лагунина.

Где граница адекватного гнева

Психологи сходятся во мнении, что проявлять гнев полезнее, чем подавлять его. Именно подавленный гнев является одной из наиболее частых причин психосоматических заболеваний.

Злость как реакция на опасность или ограничения ресурсов — эмоция нормальная и полезная. Но важно разделять саму эмоцию и формы ее проявления. До тех пор, пока ребенок не нарушает чужих границ, гнев адекватен.

Ирина Лагунина:

«Чаще всего, гнев проявляется вербально — то есть ребенок кричит, возмущается. Или выражается в двигательной активности: малыш может вскочить, топать ногами, махать руками, стукнуть кулаком по столу, даже подраться в случае угрозы. Проговорить или прокричать свою злость, добавить к этому телесность — совершенно нормальная история».

Если же во время гнева ребенок впадает в неконтролируемую агрессию, бьет первым без малейшей угрозы для себя, оскорбляет противника — такой гнев поощрять нельзя. Для родителей и педагогов это сигнал, что ему нужна помощь.

«Я бы предложила взрослым излишне не волноваться по поводу детской злости. Но, если ребенок очень раздражительный или агрессивный, этому обязательно есть причина, и ее нужно найти. Могут быть проблемы психологического или неврологического характера. Иногда имеет смысл привлечь специалиста, чтобы разобраться, что с ребенком происходит».

Пять обстоятельств, в которых ребёнку нужен гнев

В процессе взросления ребенок сталкивается с обстоятельствами, в которых адекватно проявленная злость играет важную роль и по-настоящему помогает малышу.

  • Сигнал о неблагополучии.

Бывает, что дети оказываются в сложной или даже опасной ситуации только потому, что не смогли закричать и вовремя позвать на помощь. Проявить злость в экстремальной ситуации — иногда значит спасти свою жизнь и здоровье.

  • Самооборона.

У детей, которым запрещают выражать злость, проявляется высокий уровень виктимности — склонности становиться жертвой преступления. Они не способны защитить себя, сказать «нет», поэтому становятся жертвами физического и эмоционального насилия. Проявление гнева помогает ребенку дать отпор агрессору.

  • Энергия достижений.

Злость может трансформироваться в полезную энергию, особенно в высоко конкурентной среде — например, в спорте. Если ребенку запрещать адекватную злость, он будет менее конкурентоспособен.

  • Отстаивание границ.

Если у ребенка все время забирают игрушки, толкают, обижают его, а взрослый запрещает злиться с формулировками «поделись игрушкой, ты же не жадный», «не плачь, ты же мальчик», «ну разве можно драться!» — малыш оказывается в ситуации бессилия, потому что не может защитить то, что для него важно. Это негативно сказывается на дальнейшей жизни.

  • Проявление себя.

Подавленная злость соседствует со страхом. Ребенку, которому запрещают базовую эмоцию, страшно проявлять себя в принципе. В будущем у него могут возникнуть сложности с самореализацией.

Позволять ребенку злиться — значит принимать его полностью, со всеми его проявлениями, и транслировать простую мысль, что с ним все в порядке.

Гнев как способ развить мелкую моторику

Если в деструктивных действиях ребенка нет признаков агрессии к окружающим или девиантного поведения, они идут на пользу. Так, немало «гневных» действий развивают мелкую моторику, а значит, и когнитивные способности, речь. Полезно:

  • рвать бумагу;
  • громко барабанить пальцами по столу;
  • что-то мять в ладонях.

В раннем возрасте для правильного развития малышу нужно пройти этап разрушения: он разбирает пирамидки, разваливает построенные им самим и другими детьми песочные замки, разбирает конструкторы, ломает игрушки. Это необходимо для того, чтобы узнать устройство предметов окружающего мира, познакомиться с понятием части и целого, своими эмоциональными и физическими способностями.

Особенно полезно, если после удовлетворения потребности в разрушении родитель или педагог вместе с ребенком восстановят испорченное — соберут пирамидку и разбросанные игрушки, обрывки бумаги. Это поможет сформировать эмоциональный интеллект.

Направляем гнев в правильное русло

Ирина Лагунина советует подкреплять адекватные проявления детской злости, ведь в период дошкольного и младшего школьного возраста ребенок учится злиться правильно. Хорошими способами служат:

  • Личный пример.

Через личный пример значимых взрослых дети учатся быстрее, чем через наставления. Если родители привыкли подавлять сильные эмоции, ребенок копирует их поведение, либо выдает чрезмерную агрессию, поскольку не видит образца правильного обращения с эмоциями.

  • Отслеживание психологического фона в семье.

Атмосфера, в которой растет ребенок, служит для формирования его эмоциональной жизни. Если дома много злости, родственники постоянно вступают в конфликт друг с другом, малыш примет такую модель поведения за норму и будет проявлять гнев даже там, где он неадекватен ситуации.

  • Обсуждение случившегося.

Важно проговаривать с ребенком не только то, что произошло по факту, но и чувства, возникшие по этому поводу. Адекватные эмоции — поощрять, неадекватные — отслеживать и пытаться устранить.

Эксперт подчеркивает, что не стоит требовать от детей осознанности в проявлении эмоций. Главное — помнить, что безопасность и здоровье важнее примерного поведения. А чтобы развить у детей способность адекватно проявлять весь спектр нормальных эмоций, в том числе гнева, важно сначала развить эту способность у самих взрослых.


Источник