Рабочее время, или Когда преподаватель может уйти домой?

Статья посвящена классическим педагогическим работникам, которые не выполняют дополнительные трудовые функции (классное руководство, социальный педагог и т.д.) и работают в обычных школах и СПО

Для начала определимся с рабочим временем и особенностями труда педагогических работников. Итак, вся рабочая атмосфера преподавателя регулируется:

— Конституцией РФ;

— Трудовым кодексом РФ;

— Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Приказ № 536);

— Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ № 1601).

Начнем со всего по порядку.

Ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантирует, что:

— Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (мы выбрали профессию учитель/преподаватель);

— Принудительный труд запрещен (это для тех, кто выполняет все требования администрация, а то уволят и как бы не начали придираться);

— Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным «законом» продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Мы сами вольны выбирать то, кем мы хотим работать. И раз мы определились с работой, то должны работать столько, сколько нужно, а не столько, сколько хочет хозяин.

Рабочее время регулируется разделом 4 ТК РФ, а время отдыха 5 разделом ТК РФ, с учетом особенностей главы 52 ТК РФ. Сразу оговоримся, что в главе 52 ТК РФ про время отдыха ничего не сказано.

Трудовой кодекс четко дает определение рабочему времени, а именно, согласно ст. 91 ТК РФ:

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

При этом работодатель обязан вести «учет» времени, фактически отработанного каждым работником. Это время отражается в табеле учета рабочего времени. В нашей организации каждый педагог сам на себя его заполняет. И указываем мы там только ЧАСЫ, которые потратили на проведение занятия, ни больше ни меньше.

Таким образом, РАБОЧИМ ВРЕМЕНЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Ваше рабочее время закончилось вместе с парой/уроком, дальше вы тратите его по своему усмотрению. Ведь преподавателям оплачивают только за тарифицированное время — ни больше ни меньше. Вся остальная работа это ваша личная инициатива.

П. 1.1 Приказа № 536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливают правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678.

Проанализировав Приказ №1601, я нашел только этот абзац, который касается того, что же включается в рабочее время:

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Далее в п. 2.1. Приказа № 536 определено, что выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее — работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее — преподавательская работа), которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом № 1601 (далее — нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Итак, педагог выполняет два вида работы:

— нормированная часть (это пары/уроки);

— другая часть педагогической работы.

Если с первой частью все понятно, то вторая требует внимания.

Другая часть педагогической работы согласно п. 2.3 Приказа № 536 определяется с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату.

То есть мы видим, что в рабочее время включается только работа, предусмотренная ТРУДОВЫМ ДОГОВОРОМ, должностными обязанностями и индивидуальным планом, при этом вся работа должна быть предусмотрена ПЛАНОМ мероприятий, и, соответственно, эта работа должна быть оплачена. То, что нам вменяют, что мы должны не только учить, но и воспитывать детей, частично не соответствует действительности. Педагоги должны это делать, но только в РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ. А рабочим временем является урок/пара. Таким образом, все воспитательные процессы происходят на занятиях.

Все остальное, а именно — ведение дневников, изучение индивидуальных способностей обучающихся, воспитание вне урока и т.д. (подробнее в п. 2.3. Приказа № 536) за ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОПЛАТУ.

И самая главная изюминка! Запомните и поставьте на рабочем столе как оберег от начальства:

п. 2.4 Приказа 536: В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации НЕ ТРЕБУЕТСЯ.

Вспомните при этом, как администрация увещевает словами о том, что вы должны работать с 9 до 18:00, что вы должны делать кучу документов (КОСы, УМК и т.д.).

Давайте вместе скажем — нет рабству педагогов!

Подытоживая, перевожу все вышенаписанное с юридического на русский: уроки закончились, идем смело домой.

Источник