Психиатры заинтересовались детсадами
С 1 сентября все наши детские сады впервые переходят на Федеральный стандарт образования и окончательно станут полноценной ступенькой единой образовательной системы.
фото: Геннадий Черкасов
Как учить и воспитывать дошкольников, этих пользователей Интернета чуть ли не с пеленок, разбирались участники VI Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», открывшейся в МГУ им. Ломоносова 11 мая.
Сегодняшняя сфера интересов специалистов по дошкольному образованию стремительно распространяется с ясельного возраста на момент рождения ребенка, а то и на весь период внутриутробного развития. И неспроста. Именно оно, подчеркнул завлаб возрастной психогенетики Психологического института РАО Сергей Малых, во многом определяет многие проблемы, сопровождающие человека в его взрослой жизни. К примеру, уже доказано, что чем выше вес новорожденного, тем лучше его когнитивное развитие; а недоношенные малыши, едва успев подрасти, чаще сталкиваются с поведенческими проблемами — гиперактивностью, повышенной агрессивностью и неумением общаться с людьми, сообщил он.
Так, первый научный вывод конференции родился сам собой: методики работы с такими детьми должны разрабатываться в первую очередь, ведь «число детей с малым весом в ближайшее время заметно возрастет: наша страна присоединилась к международной конвенции, в соответствии с которой выхаживаются новорожденные весом даже в полкило», — подчеркнула зампред думского Комитета по образованию и науке Любовь Духанина.
Впрочем, какого ребенка ни возьми, все они сейчас совсем не те, какими были их родители, а то и старшие братья и сестры. Как подсчитали дотошные шведы, 67% современных малышей самостоятельно осваивают Интернет уже в два (!) года, причем до половины из них выходят в виртуальное пространство каждый день. Чему и как прикажете их учить доброй старенькой воспитательнице Марьиванне?
Ответ на этот вопрос и должны дать участники конференции:
— Недостаточно лишь оперировать терминами «Поколение Х» или «Z», — отметила Духанина. — Необходима научная база развития дошкольного образования, нужны конкретные методические подсказки, как работать с детьми дошкольного возраста, какие методики применять. Остро необходим обмен самым передовым опытом, чтобы каждый мог «подсмотреть» какую-то новую изюминку, которую затем он сможет применить на практике у себя и поделиться лучшим опытом с другими.
Масса вопросов, на которые пока нет однозначных ответов, скопилась и в обществе. Например, как оценивать качество дошкольного образования — что такое «хороший» садик, а что такое «плохой». Другой все еще неудовлетворенный запрос гражданского общества к системе дошкольного образования — как правильно выстроить родительско-детские отношения, в том числе при подготовке детей к школе. Причем таким образом, чтобы, вооружившись необходимыми знаниями, ребенок остался ребенком, а не превратился к школе в маленького старичка.
Отечественная система дошкольного образования десятилетиями считалась лучшей в мире. Кое в чем ей нет равных и сейчас, напомнила Духанина «МК»: «Например, в области педагогики для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но жизнь ставит перед нами новые вызовы. Обратной стороной повышенной активности человека в Интернете стало его одиночество и утеря коммуникативных навыков. А это очень опасно! Ну выучился он, стал прекрасным специалистом в своей области. А в коллективе работать не может. И по этой причине никогда не будет назначен главным конструктором или главным инженером, для которых это является необходимой частью работы. Для исправления этого недостатка подготовлена отечественная методика коллективных детских игр, очень заинтересовавшая зарубежных коллег».
Впрочем, с не меньшим интересом за работой с дошколятами следят, как оказалось, и психиатры, сообщил главный специалист этого профиля в Москве Георгий Костюк: «Именно от ваших успехов зависит, с каким объемом проблем потом придется столкнуться моим коллегам!»
Источник: МК