Проведение открытого урока
Распространенные ошибки и как их избежать
С открытым уроком периодически приходится сталкиваться всем учителям – исключений не бывает. Присутствовать в качестве гостя на вашем уроке может как директор школы, которого вы хорошо знаете, так и совершенно новый «приглашенный гость». Логически объяснить, почему такие уроки важны, не составит особого труда. Во-первых, это возможность для экспертной комиссии оценить компетентность учителя, которая с каждым годом работы должна неуклонно расти. Во-вторых, для учителя это отличный шанс продемонстрировать свои сильные стороны и получить от других экспертов и профессионалов своего дела адекватную обратную связь, чтобы работать с детьми еще лучше и еще эффективнее.
Но, несмотря на все это, редкий учитель радуется перспективе проводить урок в присутствии другого специалиста. Оценочный формат открытого урока очень часто выбивает учителей из зоны профессионального комфорта, заставляет испытывать волнение и стресс. Это приводит к ряду ошибок, которые допускали и продолжают допускать самые разные поколения учителей.
Распространенные ошибки
Вот три классические ошибки, которые допускают учителя при подготовке и проведении открытого урока:
Первая ошибка: выбрать слишком легкий материал
Желая продемонстрировать, насколько быстро дети схватывают информацию, как хорошо справляются с программой, учителя нередко выбирают в качестве темы для урока повторение уже изученного и хорошо усвоенного детьми материала. Это кажется вполне логичным: ученики будут с энтузиазмом и удовольствием выходить к доске, а, задавая очередной вопрос, учитель, вполне вероятно, на самом деле увидит тот самый пресловутый «лес рук». Подобный сценарий кажется очевидным и оптимальным решением задачки под названием «Как провести открытый урок и не сойти с ума?». И это действительно сработало бы, если бы приглашенным экспертом на вашем уроке был бы совсем молодой и неопытный педагог. Однако те специалисты, которые могут присутствовать на вашем уроке, всегда обладают немалым профессиональным опытом или, образно выражаясь, «сами с усами». Они с большой долей вероятности вычислят, что вы специально решили пойти уже проторенной дорожкой, и тогда к вам возникнет много вопросов.
Вторая ошибка: заранее прорепетировать ход урока вместе с детьми
Пока одни учителя, желая провести внешне идеальный открытый урок, выбирают тему полегче, в течение урока обращаются исключительно к сильным ученикам и тем самым создают иллюзию первоклассной педагогической работы, другие придумывают более хитрые способы пустить пыль в глаза комиссии. К сожалению, очень многие учителя, испытывая волнение, решают заранее прорепетировать урок вместе с детьми. Они предупреждают учеников, что на урок придут серьезные дяди или тети, перед которыми ни в коем случае нельзя ударить лицом в грязь, как умеют это делать дети. Они раздают ученикам шпаргалки с ответами на вопросы, объясняют детям, как именно им надо и как ни в коем случае не надо вести себя в течение этих важнейших сорока минут. В чем здесь преподавательская ошибка? В категорически неправильной расстановке приоритетов. Да, открытый урок важен, но он единичен. А с этими детьми вы работаете ежедневно, пытаясь не только обучать их предмету, но и грамотно строить с ними комфортные отношения, которые являются подспорьем в вашей работе. Один раз проявив попустительство, показав, что вы способны на обман, вы можете навсегда потерять преподавательский авторитет.
Третья ошибка: вести себя во время открытого урока не так, как всегда
Эта преподавательская ошибка очень похожа на предыдущую. Порой учителя, проводя открытый урок, начинают вести себя неестественно. Они могут начать обращаться к детям в какой-то новой манере: более строго или, напротив, более мягко. Могут использовать неожиданные интонации. Могут в целом вести себя по-другому. И пускай такое поведение вполне объяснимо (многие испытывают волнение, выступая на публике, а экспертная комиссия – это та же «публика»), вашим ученикам едва ли это понравится. Они увидят в вас взрослого, которому не всегда стоит верить, а это очень быстро приведет к потере всякого уважения. А все потому, что вы упустили из виду, для кого на самом деле проводится этот урок.
Помните, что открытый урок проводится для детей. Любой урок проводится исключительно для детей. Они на первом месте.
Шаги, которые помогут не ошибиться
Итак, мы определились с главными ошибками и намерены ни в коем случае их не совершать. Что дальше? Вот несколько шагов, которые стоит сделать, чтобы быстро и эффективно подготовиться к открытому уроку.
Шаг первый: выберите тему и форму урока
Определитесь с темой урока, от нее зависит действительно многое. Этот выбор важно сделать, исходя из вашего знания сильных сторон учеников. Пусть тема будет для них интересной и не слишком сложной. Определившись с темой, подумайте о форме урока. Это может быть классическое знакомство с темой или урок нестандартного формата: урок-конференция, урок-игра и т. д. Если вы впервые проводите открытый урок, оптимальнее выбирать хорошо знакомые вам форматы. Если вы решили проводить классический урок, не забывайте о том, что внутри одного урока очень важно сочетать различные мини-формы: презентацию темы, открытые и закрытые вопросы ученикам, практику, работу в парах и пр. Это продемонстрирует ваш преподавательский инструментарий.
Шаг второй: помните про альтернативные ходы
Составляя подробный конспект урока, подумайте, что может пойти не так. Выделите основные моменты, которые могут вызвать сложность у детей или у педагога, и пропишите альтернативные ходы – то, что вы сможете сделать в случае любого форс-мажора: если ученики не сразу поймут новый материал и вам понадобится больше времени на раскрытие темы, или если, скажем, выйдет из строя техника, которую вы хотели использовать. А если вы склонны к приступам сильного волнения, можно прописать сценарий самого провального открытого урока и спокойно поразмышлять над тем, что вы могли бы сделать в какой-то момент, чтобы предотвратить или исправить любую неудачу.
Шаг третий: распишите тайминг
Итак, вы выбрали тему, у вас много грандиозных идей и всего 45 минут. Вам нужен строгий тайминг! Работая над планом-конспектом урока, старайтесь объективно оценивать как общую важность и полезность формы, так и время, за которое дети смогут ее выполнить. Распишите, сколько минут вы планируете потратить на каждое действие, и проводите урок, вооружившись часами. Не забывайте о том, что урок – это очень живой процесс, а поэтому все всегда может пойти не так, как бы вам хотелось. Подумайте, сколько времени можно добавить на выполнение той или иной задачи, если дети не справятся вовремя, а какими формами, практиками и задачами можно пренебречь, если времени будет не хватать.
Шаг четвертый: подготовьте иллюстративный материал
Любая форма визуальной подачи информации сделает ваш урок более ярким и интересным как в глазах учеников, так и в глазах комиссии. Обязательно подготовьте презентацию, таблицы или любой иллюстративный материал, который имеется в наличии.
Шаг пятый: прорепетируйте урок с детьми из другого класса
План урока готов и подробно расписан. Иллюстративный материал готов. Вам кажется, что вы во всеоружии. Но не надо забывать, что план – это всего лишь теория. На практике очень многое может пойти не по сценарию. Поэтому будет полезно заранее провести этот урок, но в другом классе. Так вы сможете увидеть как самые сильные аспекты вашего плана, так и моменты, над которыми стоит еще немного поработать.
Шаг шестой: предупредите детей
И здесь речь уже, конечно же, не о том, чтобы рассказывать детям, что будет на уроке, раздавать им карточки с готовыми ответами, запугивать или слезно просить вести себя в присутствии гостей как можно благоразумнее. Просто предупредите детей, что на уроке будут присутствовать и другие взрослые люди. Честно расскажите им, зачем это нужно. Не акцентируйте на этой теме слишком много внимания. Пусть дети поймут, что открытый урок – это не какой-то особенный урок, не проверка и не испытание. Тогда дети будут вести себя во время урока естественно, и это сделает вашу работу легкой, привычной, комфортной.
Бонус: всегда думайте о комфорте детей
В течение урока хороший учитель станет обращаться не только к самым сильным ученикам, которые всегда готовы блеснуть знаниями и эрудицией, но и ко всем, кому захочется что-то сказать, спросить, уточнить. Однако некоторым ученикам может быть психологически некомфортно отвечать, когда в классе находится совершенно новый, незнакомый взрослый. Если вы знаете, что в вашем классе есть такие дети, не стоит вызывать их к доске или просить ответить на вопрос.
В конце открытого урока будьте готовы к обратной связи. Честно признайте, что получилось, а что нет. С интересом выслушайте мнение коллег и примите его к сведению. Помните, что все это происходит не для того, чтобы повесить на вас ярлык хорошего или плохого учителя, а для того, чтобы помочь вам неустанно расти как профессионалу.