Как понять, что ребенок готов к школе

Как понять, что ребенок готов к первому классу? Что должен знать и уметь будущий школьник? Как научиться быстро делать «домашку»?

Разбираемся вместе с экспертами — председателем Ассоциации классных руководителей Москвы Максимом Иванцовым и педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Москвы Анастасией Кузнецовой.

Первое — ребенок должен быть готов физически: в первый класс берут ребят, которые достигли возраста шести лет и шести месяцев и не имеют противопоказаний по здоровью. У него должна быть достаточно развита мелкая моторика, он может контролировать свои физиологические потребности и элементарно обслуживать себя. К примеру, умеет хорошо пользоваться столовыми приборами: с ложечки в школе уже никто кормить не будет.

Второе — это психологическая готовность. Здесь очень много показателей. У ребенка должно быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен уметь вести себя соответствующим образом в разных ситуациях, дружить со сверстниками, общаться со взрослыми. А еще понимать, зачем ему нужно идти в школу.

— Для оценки психологической готовности в Сети существует огромное количество экспресс-тестов, которые родители могут использовать самостоятельно, — рассказала психолог Анастасия Кузнецова. — Такой мини-скрининг поможет папам и мамам сориентироваться, над чем еще «поработать» с будущим первоклашкой, чтобы он легко адаптировался к школе.

Ну и третья важная составляющая — предметная готовность. Это умение читать, различать звуки, слоги, слова, предложения, считать и решать элементарные задачи, широта кругозора. То есть знания и умения, на основе которых строится обучение различным предметным областям.

— Можно сказать, что физическая и психологическая готовность для будущего первоклашки — «обязательная программа», а предметная готовность — «произвольная», — говорит психолог. — Потому что при сформированности первых двух, третье — дело быстро наживное. А вот если наоборот: ребенок и читает, и считает, и «Онегина» декламирует, и по-английски говорит, но при этом мал, слаб, не умеет общаться со сверстниками и добровольно подчиняться школьным правилам, высок риск сложной адаптации, разочарований, потери интереса к учебе.

Должен ли ребенок знать слово «надо», и что делать, если его этому слову не научили?

— Знать слово «надо» — значит уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определенным обстоятельствам или правилам. Хочется смотреть мультики, но надо ложиться спать, хочется продолжать играть, но надо собрать игрушки, хочется выкрикнуть ответ, но нужно поднять руку и дождаться, когда тебя спросят… Суть этого навыка в сознательной регуляции своего поведения в соответствии с принятыми нормами, — замечает Анастасия Кузнецова. — В психологии это называется «произвольность», она формируется к семи годам и является одним из ключевых критериев готовности к школе. Если к первому классу ребенок не научился регулировать свое поведение, он будет учиться этому, постоянно сталкиваясь со школьной системой норм и правил.

К концу первого класса кроме того, что все ребята научатся считать, читать и писать, они должны будут уметь организовывать свое рабочее место, взаимодействовать с учителем и одноклассниками на уроке, контролировать свою работу, самостоятельно оценивать ее результаты…

Лайфхак для первоклашки

Чему не надо учить ребенка перед первым классом, чтобы учителю потом не переучивать?

— Не надо покупать учебники и рабочие тетради для первого класса и «проходить» материал заранее, — уверен председатель Ассоциации классных руководителей Москвы Максим Иванцов. — Есть множество развивающих и обучающих игр для дошкольников, которых вполне достаточно. Любой учитель начальной школы скажет, что для него гораздо важнее, чтобы у первоклашки были развиты речь, мышление и внимание, чем счет до тысячи или беглое чтение без понимания смысла прочитанного.

Кстати, некоторые семьи в желании помочь своим школярам даже нанимают репетиторов уже в первом классе!

— Это странное явление, — считает Максим Иванцов. — Если ребенок испытывает трудности в освоении программы, в самой школе есть специалисты и механизмы, которые помогут определить причины этих трудностей и устранить их. В школе есть внеурочная деятельность, кружки, в которых закрепляются знания и умения, развиваются способности. Поэтому репетитор в началке — это скорее дань моде, родительские амбиции и недостаточная информированность о ресурсах школы, чем объективная необходимость.

Родителей всегда волнует вопрос: сколько времени должно уходить на домашнюю работу?

— В первом классе нет домашних заданий, — поясняет председатель Ассоциации классных руководителей Москвы Максим Иванцов. — Учитель может давать ребятам индивидуальные поручения, направленные на формирование определенных навыков: дописать строчку в тетради, внести отметку в дневник наблюдения за погодой, сделать фото семейной прогулки в парке и так далее. Они носят развивающий, воспитывающий характер и занимают совсем не много времени.

Но вообще для домашнего задания в начальной школе важнее не столько ЧТО делать, сколько КАК делать.

— Здесь необходима синхронность: как в школе — так и дома. Поэтому первое и главное правило — постоянный контакт с классным руководителем. Любой педагог начальной школы четко расставит акценты, что и как нужно делать дома с детьми. В рамках этого алгоритма и нужно действовать, — считает Максим Иванцов.

Источник