Пророк, член тайного правительства Европы: кто такой «Отец педагогики»?
Ян Амос Коменский (1592–1670) — великий чешский педагог, автор ряда важнейших идей классического и современного образования. В марте исполнилось 430 лет со дня его рождения. Оценить актуальность его наследия, а также разобраться в мифах и загадках его биографии РИА Новости помог член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский.
Первые в мире образовательные «бестселлеры»
Родился Коменский в чешской Моравии, в религиозной протестантской семье, однако в двадцатые годы XVII века из-за гонений со стороны католиков ему пришлось бежать в Польшу.
Спастись от бедности и одновременно завоевать признание в Европе ученому помог написанный им в 1631 году учебник «Открытая дверь к языкам», совершивший переворот в изучении латыни за счет использования принципа наглядности.
Спустя четверть века Коменский выпустил второй свой «бестселлер» — энциклопедическое пособие по латыни «Мир чувственных вещей в картинках». Для своего времени это был инновационный учебник, в котором изображения впервые стали неотъемлемой частью учебной программы.
Учебники Коменского стали «хитами продаж» не только из-за наглядности, но и благодаря другому его изобретению — обучению алфавиту с помощью звукоподражания окружающему миру.
Пророк от педагогики
В возрасте около двадцати лет Ян Коменский, согласно протестантскому обряду, взял себе второе имя — Амос — в честь ветхозаветного пророка-писателя, известного своей скромностью и самоотверженностью.
Подобно пророку, Коменский был выходцем из простой семьи, посвятившим жизнь борьбе с социальной несправедливостью и неравенством.
В переводе с иврита «Амос» значит «бремя». Этот символичный выбор не только отражал нравственную позицию мыслителя, но и предвосхитил его судьбу: несмотря на грандиозный прижизненный успех его учебников, обширное наследие мыслителя было несправедливо забыто на два века
Однако главные идеи Коменского оказались провидческими и получили мощное развитие в педагогике ХХ века.
Выдающийся педагог первым обратил внимание на то, что преподавание должно опираться на глубокое понимание «человеческой природы» ребенка, то есть его психологии.
Также именно Коменскому принадлежит идея о необходимости близкого знакомства детей с устройством «великой мастерской природы», для чего, в частности, он ввел практику уроков на свежем воздухе.
Кто придумал «учиться, учиться и еще раз учиться»?
Коменский верил, что всех можно легко научить всему. Разработанный им метод комплексного созидания личности опирался на идею непрерывного развития в творческом труде с использованием игры.
Самый популярный миф о Коменском — приписывание ему авторства классно-урочной системы, предполагающей уроки по 45 минут, разделение учеников по возрасту, привычные нам четверти и каникулы.
На самом деле, классно-урочная система, по мнению некоторых специалистов, отличающаяся авторитарностью, была создана иезуитами еще во второй половине XVI века и получила оформление в деятельности германских педагогов-протестантов — Филиппа Меланхтона и Иоганнеса Штурма.
Министр тайного правительства Европы
Однако Коменский умело применял классно-урочную систему при реформировании образования в Венгрии и Швеции, куда его приглашали как именитого ученого-педагога. К концу жизни Коменский поселился в Амстердаме, став очень влиятельной фигурой.
Самый фундаментальный и загадочный из его трудов — «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (обнаруженный чешскими историками только в 30-е годы ХХ века) — описывает проект организации, подобной современному Совету Европы. «Совет» должен была поддерживать и координировать развитие европейских народов, приводя его «в соответствие с Божьим Промыслом».
Анализируя этот текст, ученые пришли к выводу, что в середине XVII века в Амстердаме и Лондоне действовал кружок влиятельных политиков и интеллектуалов, считавших себя тайным европейским правительством. Великий педагог, видимо, играл в этом кружке роль «министра образования».
Завещание епископа
Будучи уже известным ученым, Коменский принял сан епископа чешской протестантской церкви, к которой принадлежал с рождения. Всю жизнь педагог настаивал на том, что целью образования должно быть спасение бессмертной человеческой души.
Подчеркивая приоритет воспитания перед простым распространением знаний, Коменский заметил в одном из трудов, что «образование у человека, который отвращается от добродетелей, — что золотое кольцо в носу свиньи».