Призвание – школьный психолог: всегда учиться и никогда не бояться
В одной из наших публикаций мы рассказывали об «эталонном» школьном психологе. Но в тот раз остался открытым вопрос, как организована работа такого важного специалиста на самом деле. О том, какие задачи ставит школа перед психологом, какими знаниями он должен обладать, что в профессии самое главное, и о многом другом наш обозреватель поговорил с Ларисой Юрьевной Овчаренко, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Лариса Юрьевна, какими компетенциями и навыками должен обладать школьный психолог?
Он должен уметь вести консультативную деятельность и просветительскую работу, применять диагностический инструментарий. Разумеется, хорошо знать психологию – все, что связано с особенностями развития личности ребенка от 0 до 18 лет. Подробно все требования описаны в образовательных и профессиональных стандартах.
Какие задачи психолог выполняет на рабочем месте? С какими проблемами и сложностями сталкивается?
Задачи, как правило, зависят от целей, которые ставит перед собой образовательная организация. У каждой школы, у каждого дошкольного учреждения есть определенная глобальная тема, над которой работает весь педагогический состав, в том числе и психолог. Если говорить о профессиональных задачах, прежде всего психолог должен вместе с педагогом организовать сопровождение учебного процесса, чтобы каждому ребенку было комфортно учиться, чтобы он достигал определенных результатов, двигался вперед, развивался, готовился к взрослой жизни. Это глобально. Если говорить более конкретно, в числе задач – психологическая диагностика, консультирование, психолого-педагогическое просвещение, коррекционно-развивающая работа. План утверждается директором школы в начале учебного года. Ему и следует психолог.
Что касается трудностей, они есть в любой профессии. Психологи в этом смысле особые люди: сложности стараемся переориентировать в решаемые задачи. Главная из них – эффективно организовать коммуникацию между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, администрацией школы, родителями, учениками. Если это удается, нас ожидает отличный результат.
Занят ли школьный психолог только с детьми или помогает решать проблемы и взрослым?
Я своим студентам говорю: «Если вы хотите набраться опыта, нужно поработать в школе. Там очень разный контингент именно с точки зрения консультирования». Конечно, мы все равно исходим из того, что основным субъектом является ребенок и вся наша деятельность направлена прежде всего на него. Но если педагог просит помочь найти причину, почему не выстраивается коммуникация, спрашивает совета, как лучше формировать отношения с учащимся, тогда психолог начинает работать непосредственно с учителем. К слову, вопросы, связанные с профориентацией, профессиональной позицией, педагогам тоже может помочь решить психолог.
Еще одна сторона нашей деятельности – взаимоотношения с родителями. У каждого из них очень разные требования и представления о задачах психолога. И к каждому нужно найти индивидуальный подход, потому что родитель – партнер в создании оптимальных условий для ребенка в школе.
Какими документами регламентируется деятельность школьного психолога?
Их довольно много: международные соглашения, такие как Конвенция о правах ребенка; федеральное законодательство (закон об образовании, упомянутые выше профстандарты, ФГОСы); все документы субъекта Федерации, определяющие деятельность школьного психолога; локальные документы, включая устав образовательной организации, на который мы ориентируемся в своей работе.
Хватает ли в школах психологов?
Это очень непростой вопрос. Мы всегда ратуем за то, чтобы психологи в школе были: грамотный специалист облегчает работу со сложными случаями. Дети очень разные, с разными образовательными потребностями, и психолог оказывает значительную поддержку в учебном процессе. Но сколько должно быть специалистов, всегда решает администрация, исходя опять же из тех задач, которые перед ней стоят.
Какие ведущие вузы, занятые подготовкой педагогов-психологов, вы могли бы назвать?
Начну со своей alma mater – Московского городского педагогического университета. Мы готовим и академических психологов, и психологов-педагогов. Добавлю федеральный университет – МГППУ. Конечно же, отмечу МГУ – «столп» в подготовке психологов, один из ведущих российских и мировых вузов.
Профессиональная обязанность постоянно помогать решать чужие проблемы очень выматывает. Что помогает психологу быть в форме?
Я отработала школьным психологом больше 20 лет и сделала для себя главный вывод: психолог – специалист, который учится всю жизнь, чтобы держать руку на пульсе. Психолог должен постоянно повышать квалификацию. Об этом мы с коллегами постоянно напоминаем студентам.
Важна и забота о собственном самочувствии: беречь психическое здоровье позволяют супервизии, которые мы проходим, чтобы подтверждать свою квалификацию.
Опыт каких зарубежных и российских коллег считаете ориентиром в профессии?
Мы регулярно участвуем в международных конференциях, обмениваемся опытом. Многие зарубежные наработки очень интересны и ценны, но безоглядно применять их на практике я бы не рекомендовала. К примеру, у австрийских психологов сильная психоаналитическая школа: особый подход к детям, анализу ситуации, коррекционной педагогике. Но чтобы перенести этот опыт на отечественное поле деятельности, нужна серьезная адаптация. К тому же мы тоже можем похвастать своей школой возрастной психологии, психолого-педагогической деятельности. Достаточно вспомнить Выготского, Давыдова, Эльконина. Существует научная школа Леонтьевых – несколько поколений психологов, которые сделали огромный вклад в отечественную науку. Если мы говорим о школьной психологии, невозможно не упомянуть академика Ирину Владимировну Дубровину, Евгению Сергеевну Романову, Ольгу Владимировну Хухлаеву. Можно бесконечно перечислять и современных авторов, чьи работы стали настольной библиотекой для школьного психолога.
Что вы можете порекомендовать школьным психологам: и начинающим, и опытным?
Школа либо принимает, либо нет. Школой надо гореть. Школу надо любить. Тогда все будет получаться. Это, разумеется, помимо профессиональной базы. Главное – школу не бояться. Если есть какое-то смущение, надо его преодолеть, прежде чем идти работать с детьми. Но, поборов собственные страхи и сомнения, вы непременно добьетесь успеха!