Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в.

Урок истории в 7 классе

Ход урока:

Дорогие ребята, сегодня мы с вами актуализируем знания о государственных органах и их социальном составе в странах Европы и России. Давайте рассмотрим рисунки и ответим на вопросы:

 

Вопросы:

  1. Каков был социальный состав государственных органов стран, указанных на карте Европы?
  2. Какую роль выполняли названные государственные органы при монархе?
  3. Насколько регулярны были их созывы?
  4. В чем заключалась их основная деятельность?

*В помощь для ответов на вопросы воспользуйтесь учебником по Всеобщей истории или используйте дополнительную информацию в сети Интернет.

Итак, ребята, важно обратить внимание на то, что сословно-представительные органы европейских государств возникли в Средневековье и действовали при монархе. Органы включали в свой состав представителей различных сословий: знати, землевладельцев, духовенства, горожан. Сословно-представительные органы решали наиболее важные вопросы, касающиеся всего общества.

Вспомним значение понятия «сословие». Сословия — это социальные группы, обладающие определенными правами и обязанностями, закрепленными за ними обычаем или законом и передававшимися по наследству.

Теперь перейдем к появлению сословия монархии в России. Давайте просмотрим видеоролик.

https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/1a675113-683a-441e-ad30-dfdda49fcb7f?backUrl=%2Fru%2Fcatalog%2F07.1%2F07

*Во время просмотра нужно делать паузы в указанных местах, чтобы вы могли ответить на вопросы спикера.

Ребята, обратите внимание на составе Избранной рады, туда вошли не только представители знати. Главную роль там играли священник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев. Вспомните иллюстрации с изображением Сильвестра, вразумляющего молодого царя во время московского пожара.

Из прошлого урока мы помним, что местную власть осуществляли наместники и волостели. Также давайте вспомним о связи местничества и военных походов. В этом нам поможет определение значения понятия «местничество» — в XVI–XVII веках порядок распределения служебных мест на придворной или военной службе среди знатных людей в зависимости от происхождения и служебного положения предков. В период военных действий местнические споры могли привести к невыполнению приказов, задержкам и иметь трагические последствия для людей.

Итак, ребята, по мнению историков, реформы 50-х годов XVI века носили противоречивый характер: с одной стороны, они содействовали формированию сословий со своими органами самоуправления, с другой стороны, укрепляли аппарат управления государственной власти.

После просмотра и проработки всех вопросов видеоролика предложите учащимся составить кластер «Реформы в России в середине XVI века». При необходимости и при наличии времени продемонстрируйте кадры видеоролика, касающиеся реформ Избранной рады. Работу по составлению кластера можно организовать как индивидуально, так и в парах или группах.

Домашнее задание:

  1. Повторить параграф 6 стр.42-60, учебник Истории России ч.1
  2. Выполнить самостоятельную работу по теме «Реформы в Российском государстве середины 16 в.» (урок № 50, раздел в «каталоге» «История России», 7 класс) на платформе БИБЛИОТЕКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА https://m.edsoo.ru/8a185906 (где мы регистрировались с вами), пункт «применение изученного материала».
  3. Ответ на самостоятельную работу прислать в ВК мессенджере.

Источник