Познание начинается с удивления

Старания педагогов по созданию в школе атмосферы чуда не проходят даром: учеба из скучного процесса превращается в творчество

Так совпало, что первые главы из книги Алексея Голубицкого «Живая школа: 30 принципов, подсмотренных в природе», появились сразу после публикации о концепции «счастливых школ», разработанных ЮНЕСКО.

И это закономерно, потому что в Школе будущего, которой руководит Алексей Голубицкий, эмоциональному и психологическому благополучию детей уделяется очень много внимания. Старания педагогов по созданию в школе атмосферы чуда не проходят даром: учеба из скучного процесса превращается в творчество, появляется вдохновение, желание узнавать новое. Об этом – очередная глава книги.

Принцип подснежников: в школе всегда должно быть место чуду

В школьном мире всегда есть место для чуда! В нашем прагматичном мире так хочется верить в чудеса! А если они не происходят, то их можно создать самим! Как в сказке «Двенадцать месяцев», хочется подснежников среди метели и морозов. Однажды мы решили заранее взять в парке немного земли в том месте, где весной были подснежники, поместили землю в холодильник, а перед Новым годом положили в школьную теплицу. И случилось чудо – зимой появились первые цветы! Как в сказке! Мы все немного волшебники и можем творить чудеса, удивляя друг друга не только под Новый год! Подснежники поместили на столике рядом с турникетами у входа в школу, чтобы мог радоваться и удивляться каждый входящий.

А после каникул у нас появилось новое чудо: к нам среди вьюги и метелей в школу прилетели настоящие тропические бабочки. Вернее, не прилетели, а вылупились под присмотром учеников и учителя биологии из купленных в сети Интернет личинок.

Авторы чуда бережно приносили бабочек в каждый класс, рассказывали, что они очень хрупкие и трогать руками их нельзя, поведали историю, что к красоте можно прикоснуться только сердцем. Но потом придумали способ более близкого общения: дети брали апельсины или мандарины, капали сок на ладошку, и бабочки сами садились к ученику и пили фруктовый сок.

«Меня бабочка поцеловала!» – говорили, затаив дыхание, счастливчики. Приходили домой и с восторгом рассказывали родителям о своих впечатлениях.

Прошло несколько месяцев, но весна никак не наступала. Середина марта, а было холодно и ветрено. Все очень переживали, когда же наступит весна? Чтобы весна поскорее наступила, мы приобрели зеленую скульптуру собачки из искусственной травы, попросили её быть хранителем фонтана и предложили детям и сотрудникам сделать с ней фото.

– Привет, меня зовут Веснушка, сделай со мной фото, и весна наступит быстрее!

Через три дня прошло ненастье, и выглянуло солнышко, зима отступила, а собачка прижилась и теперь находится в доме: дети гладят её и даже меряются ростом.

– Посмотрите, я вырос уже выше Веснушки! – слышно теперь в коридоре школы.

Следующей зимой погода совершает другой каприз – снега не было совсем. Вот уже и Новый год, а кругом дождь и грязь. Дети пересылают друг другу мемы про калининградскую зиму: снеговиков из грязи (грязевики – какая зима, такие и снеговики). В такие погодные аномалии поговорка «снега зимой не выпросишь» – это про калининградцев. И когда дети без особого настроения заходят на новогодний утренник, и Дед Мороз спрашивает, хотят ли они чуда, то некоторые говорят, что было бы здорово, чтобы пошел снег. Дед Мороз ударяет посохом, и на удивленных детей начинают падать крупные хлопья. Это мы установили на потолке актового зала аппарат по производству искусственного снега, и пенные снежинки могут появляться в любой момент праздника.

В неснежные зимы, когда выпадает первый снег, у нас есть традиция: отпускаем с последнего урока, чтобы дети поиграли в снежки и порезвились в снегу, вдруг больше снега в этот год в Калининграде не выпадет, и зима пройдет мимо.

Когда в школе постоянно происходят такие чудеса, то уже не удивляешься, если в этом году десятиклассник сдает ЕГЭ на 100 баллов, или ученику выпускного класса вдруг потребовалось сдавать литературу, и он выбирает её в мае и уверенно сдает.

Познание начинается с удивления, говорил великий Аристотель, а чтобы дети не теряли способность удивляться, важно, чтобы иногда происходили чудеса.

Источник