Понять своего малыша

Поступки и слова маленьких детей не всегда легко понять. О том, как «переводить» с детского языка на взрослый, рассказал в своем выступлении игротерапевт и психолог Александр Покрышкин. Как думают дети? Что говорит об этом наука? Как нам использовать открытия в детской психологии и нейробиологии для того, чтобы общаться с нашими детьми?

«Что у него в голове?»

Мы, взрослые, задаемся этим вопросом, когда:

  • ты говоришь ребенку что-то важное («не нужно уходить с площадки с незнакомыми людьми», «на диване не прыгают»), а он понимает по-другому и делает все наоборот;
  • ребенок что-то говорит взрослому, а тот его не понимает;
  • не получается договориться с ребенком;
  • не получается помочь ребенку успокоиться (то есть мы понимаем, что его расстроило, но у нас ничего не выходит).

Знакомая ситуация? Попробуем в ней разобраться.

Эмоции, эмоции, эмоции

Исследования показывают, что дети — не маленькие взрослые. Их нервная система устроена совсем по-другому. Понимание отличий между ребенком и взрослым позволяет нам стать ближе друг другу.

Самое важное, что следует знать: нервная система ребенка находится в процессе формирования. Да, в 2–4 года в мозгу ребенка есть все те функциональные структуры, что и у взрослого, но детский мозг еще только начинает развиваться.

Поэтому многие вещи, которые кажутся взрослым простыми и естественными, детям до 7 лет даются с трудом. Планировать, договариваться, замечать эмоции другого человека, контролировать себя, понимать, когда тебе говорят правду, а когда лгут, — все это относится к функциям верхних отделов коры головного мозга. У малышей эти зоны только формируются, а «рулят» пока нижние отделы. Это означает, что маленький человек более эмоционален и менее рационален, чем взрослый. Например, ему гораздо труднее ждать.

Важно помнить, что развитие идет очень быстро, и трехлетний ребенок кардинально отличается от семилетнего и тем более от подростка.

Чувствительность к внешним стимулам

До 7 лет у детей есть одна особенность, связанная с восприятием. Когда ребенок рождается, то все звуки, запахи, цвета, ощущения от собственного тела представляют собой сплошной поток, непрерывно поступающий в мозг. Постепенно ребенок учится фокусироваться на чем-то одном. Этот процесс работы мозга называется «сенсорная интеграция».

Одни дети более чувствительны к каким-то внешним сигналам, другие менее. Например, если ребенок тактильно чувствителен, то родителям сложно постричь ему ногти, помыть голову. Такой ребенок остро отреагирует не только на попавший в глаза шампунь, но и на воду, льющуюся ему на затылок. Чувствительным детям тяжело, когда их кто-то касается, целует или неожиданно трогает, когда они пачкаются.

Некоторые дети очень разборчивы в одежде, и часто родители считают это капризом. Родитель думает, что шапка, которую не любит ребенок, самая обычная. А ребенку может быть неприятна ткань или запах шапки. Это не каприз, а реакция нервной системы.

Если у ребенка снижена перцептивная чувствительность, ему может нравиться висеть на спинке кресла, сильно обниматься, возиться, устраивать кучу-малу, прыгать и бегать. Родители от этого устают, хотят, чтобы ребенок вел себя спокойно. Но у него есть потребность в активности, ему это действительно нужно.

На некоторые стимулы дети реагируют усталостью. Есть такие, кто быстро устает от света. Пребывание на ярком свету дается им тяжело. Бывает повышенная чувствительность к звукам — ребенок устает от шума, от детей на площадке.

Может ли ребенок объяснить это сам? Рассказать, что он подрался с братом потому, что тот слишком много его трогал? Что он расстроился из-за неудобных колготок? Кто-то может, кто-то нет.

Представление о сенсорной интеграции, о системе восприятия у детей позволит родителям помогать ребенку, поддерживать его, понимать его особенности.

Подстраиваемся и поддерживаем

Что нам остается делать? Подстраиваться под особенности ребенка, чтобы облегчить жизнь ему и себе. Например, приглушать музыку в машине, если малыш чувствителен к звукам, обходить места с резкими запахами, готовить пищу так, чтобы она была подходящей по консистенции.

Коротко подытожим.

  • Дети думают проще, чем взрослые.
  • Они эмоциональнее, чем взрослые, и это естественно.
  • Дети быстрее расстраиваются и зачастую, с точки зрения родителя, из-за ерунды. Ребенок не всегда понимает, что его огорчило. Поэтому успокоиться ему сложнее.
  • Слова — это не самое главное. Важно то, как ребенок себя выражает всем своим поведением.

Источник