Развиваем речевые навыки ребенка: советы логопеда

Хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал и умел понятно выражать свои мысли? Закладывать основы грамотности нужно с момента рождения. Эксперты из Городского психолого-педагогического центра дают рекомендации, как это делать.

Педагог может стимулировать детскую речь при помощи двигательных игр и упражнений, например, на занятиях логоритмикой. Может проводить активности, которые способствуют развитию зрительно-пространственного ориентирования и общей моторики. А что по силам родителям? На самом деле многое.

Выполняя с ребенком упражнения на развитие речи, читая сказки, придумывая собственные истории, играя в разные игры, родители помогают своему малышу развить воображение, интеллектуальные и творческие способности.

Все это поможет ребенку быстрее адаптироваться к учебе и, безусловно, пригодится в будущей жизни. Предлагаем несколько советов от логопеда, как растить грамотных детей, способных ясно выражать свои мысли в словах.

ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Начинайте буквально с пеленок: разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему истории и обязательно следите за своей речью. Чем грамотнее родители, тем более грамотным растет ребенок. С детьми не нужно «сюсюкать». Старайтесь сразу говорить слова четко и правильно, можно и по слогам, и следите за окончаниями, проговаривайте все звуки.

Делайте это в интересной для ребенка игровой форме, но при этом разговаривайте даже с младенцем нормальным русским языком: пусть даже у него формируются и откладываются в памяти правильные звуки и слова.

Маленькие дети все повторяют за взрослыми и действуют, в сущности, так же. Будьте примером своему ребенку. И в речи тоже.

РАСТЕТ МАЛЫШ, РАСТУТ ЗАДАЧИ

Наступает период, когда ребенок начинает познавать мир через игрушки, книжки с картинками и буквами. Постепенно он понимает, что у слов может быть не только звуковой облик, но и буквенный. Берите яркие интересные книжки, в которых есть не только картинки, но и крупные буквы, и начинайте читать вместе.

Очень важно читать не электронную, а именно печатную книжку и следить за строчкой: ребенок должен видеть, где она начинается, и понимать, где заканчивается. Можете водить пальцем, прикладывать линейку или другой плоский предмет.

Используйте яркие кубики с буквами, книжки, в которых можно писать, «каляки-маляки» и разнообразные игры в слова.

Сначала проговаривайте сами, затем вместе с ребенком отдельные буквы, затем складывайте слоги, потом слова и предложения. При этом разговаривайте, рассказывайте сами, затем приобщайте своих детей, обсуждайте, чем вы занимаетесь, описывайте предметы, обсуждайте цвет, форму, проговаривайте слова четко и грамотно, а затем можете сочинять целые истории.

«ГОВОРЯЩИЕ» УЛИЦЫ

Гуляя по улице, разговаривайте с ребенком. Оторвитесь от своих мессенджеров, пусть прогулка с детьми будет приятной обучающей историей.

Обращайте внимание на вывески и вместе пытайтесь читать: «Мороженое», «Аптека», «Продукты», «Банк», «Кафе». А если вы гуляете в темное время суток и, например, одна буква на вывеске не горит, поиграйте в игру «какой буквы не хватает» и попросите ребенка заполнить «пробел».

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Чтобы избежать их, нужно понять, готова ли рука ребенка к этому процессу.

Замечательно действует на мелкую моторику лепка из пластилина. Можно также застегивать и расстегивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но без ущерба для одежды, на специальном материале).

Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование, графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики. При этом старайтесь говорить с ребенком, обсуждать то, что он делает.

РАСШИРЯЕМ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

В словаре ребенка 6-7 лет должно быть примерно 2000 слов, и среди них — все части речи. Как расширить «словарь» вашего ребенка?

Находясь дома, чаще говорите с ним. Например, если вы готовите, а ваш сын или дочка рядом, рассказывайте и показывайте, что делаете: «берем картошку», «чистим лук», «варим бульон», «моем овощи», «перебираем рис», «солим суп», «берем сотейник», «дуршлаг — это кухонная утварь, он нужен для того, чтобы…»

Объясняйте свои действия, и пусть ребенок тоже проговаривает, как именно он вам помогает, что он делает. И пусть делится, какие испытывает эмоции.

ПРИСЛУШИВАЕМСЯ И ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ

К шести годам ребенок должен четко произносить все звуки, уметь подбирать слова с ними, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза. То есть определять первый и последний звуки в слове, уметь из них составить слово, посчитать количество звуков, различать и повторять сочетания типа: «ба-па-ба», «та-ца-та», «вы-вы-фы» и подобные.

Следует обращать внимание на словообразование: «дождь — дождик», словоизменение: «стул — стулья», согласование: «зеленый кубик», управление: «помог маме», «прочитала книгу», «помыли посуду».

Ребенок 6 лет должен практически безошибочно произносить слова типа: «велосипедист», «экскурсовод», «космонавт» и т. п.

РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ XXI ВЕКА

Умение общаться с другими детьми и взрослыми, слушать, запоминать и выполнять инструкции, самостоятельно играть, способность придумывать и принимать правила, — все это тоже очень важные составляющие будущей грамотности. Как их развивать?

Узнавайте вместе новое, тренируйте внимание и память. Например, предложите сыну либо дочке соревнование: кто из вас запомнит больше слов (или предметов).

Можно вместе восстанавливать последовательность в ряд выстроенных игрушек, распределять их на группы или наоборот, обобщая по какому-либо признаку, называть одним словом.

Если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка отвечала возрастной норме, словарь был достаточно богатым, а ребенок развивался и рос грамотным, говорите сами правильно и находите больше времени для общения с чадом.

Занимаясь с ним, помните, что самое главное для малыша — это любовь и признание близких.


Источник