Польза экскурсий для школьников

Экскурсии для школьников помогают наиболее интересно преподнести учебный материал. Походы в музеи, театры, парки и заповедники, на заводы (и так далее) в первую очередь помогают ребятам знакомиться с окружающим их миром. Для подростков это так же и веселое времяпровождение.

Хотя экскурсии для школьников – это тоже один из методов передачи знаний, он значительно отличается от учебы за партой или перед компьютером и телевизором. Во время этих своеобразных уроков учащимся удается воспринять значительно больше информации. Например, при проведении экскурсии на историческую тему документальные факты и даты уже не выглядят сухими цифрами, а обрастают картинками и героями из реальной жизни, что позволяет подростку «пережить» прошедшие события, а, следовательно, и запомнить.

Внешкольные экскурсии способствуют гармоничному воспитанию и расширению кругозора молодого поколения. В рамках таких мероприятий ребятам предлагаются походы на производственные предприятия, выезды на природу, посещение музеев и выставок и так далее. Тематика экскурсий и их цели бывают самые разнообразные, главное их обозначить и придерживаться. Это и патриотическое воспитание, и раскрытие красоты родной природы, и изучение истории родного города (и даже улицы), и профессиональное ориентирование, и знакомство с животным миром… этот перечень может пополняться бесконечно.

Наверное, самые популярные экскурсии для школьников – походы в краеведческий музей, который есть практически в каждом населенном пункте. На таких нетрадиционных уроках ученики получают не только знания, но и представления об истории появления и развития своей малой родины. Эти экскурсии можно назвать способом облегченной формы знакомства со «сложными» документальными данными. Ведь, например, значительно проще запомнить, когда в России отменили крепостное право, глядя на пожелтевшую факсимильную копию «Положения 19 февраля 1861 года о крестьянах…». Или выучить сложное название динозавра, рассматривая его скелет… Или понять, как тяжело жилось древнему человеку, взвешивая в руке каменный топор или деревянное копье…

Другой вариант экскурсии – посещение дома-музея знаменитости. Почти в каждом городе проживал хотя бы один известный человек – писатель, политический или общественный деятель, музыкант, военачальник, художник… Знакомство с экспонатами такого музея позволяет школьникам понять ту важную роль, которую удалось сыграть личности в истории города или государства. Смотришь на рояль или клавесин в маленькой уютной комнате, за которым композитор писал свою музыку, слышишь его произведения и начинаешь понимать, что же вдохновляло этого творца на создание шедевров. И в сознании подростка остается не просто фамилия, а складывается образ знаменитого человека.

Не стоит забывать о таких мероприятиях, как социальные экскурсии для школьников. Это могут быть посещения детских домов, приютов для животных. Такие походы очень помогают в воспитании добра, милосердия и сочувствия, осознании ценности человека и семейных отношений.

Экскурсии в театр обычно совмещают в себе воспитательный и образовательный характер. Особенно интересны интерактивные экскурсии, когда ребята остаются не просто наблюдателями, а вовлекаются в процесс. Они принимают участие в театральной постановке, переодеваются в различные костюмы, пробуют играть роли.

Чтобы экскурсия была успешной, она должна быть интересной для школьников. При этом очень важно помнить о психологических особенностях развития детей разного возраста. Например, для ребят из младших классов поход в краеведческий музей вряд ли станет ярким и интересным событием. Для них лучший вариант – посещение кукольного театра, зоопарка или дельфинария. В столь юном возрасте школьники могут воспринимать информацию 15-20 минут, поэтому в программу экскурсии для школьников стоит включить игровые моменты во избежание утомления. Легче всего во время таких мероприятий дети воспринимают рассказ о том, что можно увидеть или потрогать руками.

Наверно, главный признак того, что экскурсия стала интересной, – появление у школьников вопросов. Это значит, что они готовы продолжить изучение и познание окружающего мира. Значит, что в следующий раз они сами позовут взрослых на экскурсию.

 

Гришина Наталья Анатольевна

Источник


 

КЛАССные поездки: как организовать экскурсию, чтобы все были довольны