Поколение Net: как воспитывать ребёнка со смартфоном в руках… и надо ли отложить свой телефон

двух – трех лет с навороченным ...

«Как отобрать айфон и заставить читать», «он ничего не хочет, только играть в комп» — эти и многие другие вопросы стоят перед нами, современными родителями, дети которых родились в цифровую эпоху. Кто виноват и что делать — разбирается Нина Добрынченко-Матусевич, мама троих детей и лидер сообщества «Родительская лига».

Что такое digital-детство и кто такие digital natives

Очевидно, хотя порой и не хочется признавать, но наши дети рождены в мире, который отличается от нашего детства настолько же, насколько динозавры отличаются от электрокаров. Все новые изобретения (от йогуртов до тачскринов) стали вещами новой эпохи. Нам кажется, что это только технический прогресс или просто элементы XXI века. И это глубочайшее заблуждение.

Наши дети живут в мире, где ребёнок может без помощи взрослого человека воспользоваться смартфоном, а кнопочный телефон он воспринимает исключительно как пульт от телевизора. Сегодня каждый человек (включая ребёнка) может мгновенно получить и распространить любую информацию. И, наконец, наши дети родились в мире, где почти все новые бизнесы и профессии так или иначе связаны с цифровыми компетенциями. И не признавать это — всё равно, что считать на деревянных счетах вместо калькулятора и перемещаться на извозчике вместо метро.

Но именно так мы и поступаем, когда пытаемся делать вид, что девайсы и цифровые навыки наших детей — всего лишь «игрушки».

При этом, как это часто свойственно родителям, мы активно и с удовольствием пользуемся тем, что запрещаем нашим детям. Мало того, часто поведение папы или мамы прямо противоречит тому, что они заявляют или требуют от детей. Папа может спокойно сидеть и смотреть за ужином кино в своём смартфоне или, посадив ребёнка читать, играть в Minecraft на планшете. Тогда дети законно спрашивают: «Откуда такая несправедливость?». Тогда родители, которые не отрываются от смартфонов даже ванной, начинают с пафосом заявлять, что это их работа. Или вообще посылают въедливых подростков куда подальше. А ведь, казалось бы, чего проще — возьми и раздели это с ребёнком. Посмотри с ним вместе интересное видео, сделай сюжет для своего или его блога, сделай подборку интересных фактов для уроков. Обучи своего ребёнка тому, что умеешь сам, и увидишь, как из проблемы девайс превратится в ресурс и преимущество.

Школа и digital

Ну более или менее понятно, когда это про жизнь. Но как же быть с учёбой? Что наши дети имеют сегодня, благодаря интернету:

• Отсутствие необходимости держать в памяти информацию, которую можно узнать за считанные секунды;

• Можно посмореть экранизацию любого произведения или послушать аудиокнигу;

• Возможность делать домашнюю работу коллективно;

• Возможность участвовать в онлайн-олимпиадах и проверять знания вне школы;

• Возможность использовать автокорректор, интернет-переводчик, калькулятор и другие помощники.

И если все это использовать с умом, можно гораздо быстрее и эффективнее учиться

Мы, например, список книг на лето делим на то, что слушаем и то, что читаем. Благо, есть масса прекрасно озвученных произведений и радиоспектаклей. И это не меньшее удовольствие и польза, чем просто чтение книги. Уверена, что таких примеров найдётся масса, и многие родители уже используют интернет-сервисы и игры для учёбы.

А как же ЕГЭ?

Но о чем бы ни говорили эксперты, и о чем бы не писали журналисты, все равно каждый родитель рано или поздно спросит: а как же сдавать итоговые тесты в школе? Потому что все мы тревожимся, что просидев всю школу в «цифре», наш старшеклассник завалит ЕГЭ. Ну, во-первых, есть курсы для быстрой подготовки к ЕГЭ. Они намного дешевле, технологичнее и проще, чем репетиторы и педагоги в школах и вузах. Поищите в интернете — найдёте с десяток таких школ. Например, Максимум-тест и Ланцман-скул.

Кроме этого опять используйте преимущества цифрового века. Есть много мобильных приложений, которые в интересной форме предлагают (бесплатно!) прокачать знания по школьным предметам. Моим детям еще далеко до этого, но сама я и многие мои знакомые с удовольствием играем в Castle Quiz. И даже мой старший сын, четвероклассник, пытался решать там задания по русскому языку не без некоторого успеха и что важно — с большим интересом.

И, в конце концов, чем черт не шутит, может быть именно ваш ребёнок напишет новую программу или создаст игру по школьным предметам или тестам.

Лайфхаки от экспертов цифрового мира

Три полезных совета от Наталии Мандровой, основателя Jurmala digital camp for teens:

  • Не стесняйтесь показать ребёнку, что вам не нравятся Ивангай и Катя Клэп. Покажите работы их сверстников, победившие на престижных конкурсах цифрового контента: Sony World Photography Awards («Фото»), DepicT! («Короткий метр»), Giraf12 («Анимация»). Пусть почувствуют разницу. Они смогут не хуже!
  • Ребёнок пользуется сайтами готовых домашних заданий? Подберите с ним качественные ресурсы, которые помогут ему в учёбе. Может быть, это будет www.postnauka.comwww.khanacademy.org или www.magisteria.ru.
  • Вы родитель, который хочет лучше понять digital native? Читаем Don Tapscott, «Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing the World» и другие книги на тему.

Три полезных совета от Дарьи Абрамовой, основателя школы цифрового творчества Codabra:

  1. Вместо того, чтобы ругать ребёнка, что он снимает чушь для YouTube, помогайте ему создавать контент. Придумывайте сюжеты, темы и собирайте факты;
  2. Обучайте его элементарным цифровым навыкам с детства. И тогда он будет не только смотреть чужие сайты/игры/сервисы, но и создавать свои;
  3. Помните, что цифровые навыки — это не только развлечения и игры, но и профориентация и билет в будущее.

Источник