Поборы или помощь классу?
Стоимость школьного образования в России постоянно растет. Известны случаи, когда родители были вынуждены брать кредит, чтобы подготовить ребенка к учебе. В числе расходов — траты на форму, канцелярские товары, оплата учебников и дополнительных занятий и то, что учителя называют «сбор на нужды школы». Последний пункт часто вызывает взрыв негодования у родителей, но обойти его мало кому удается. Обязательно ли на самом деле сдавать деньги, и может ли школа прожить без родительской поддержки?
Что говорит закон
Российские законы к вопросу сбора средств на нужды класса или школы достаточно категоричны. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает образовательные учреждения предоставить детям все необходимое для обучения: от оборудованных учебных кабинетов до учебников и компьютеров.
По закону № 83-ФЗ «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений» на ремонт здания или класса средства должны выделяться из бюджета. То есть, красить стены и парты, чинить крышу и крыльцо должны государственные работники за государственный счет.
И, наконец, Представление Генпрокуратуры РФ от 28.04.2006 № 21-22-06 «Об устранении нарушений законодательства, гарантирующего право на получение основного общего образования» называет привлечение родителей к ремонту класса или сбор средств на его оснащение грубейшим нарушением закона.
Кажется очевидным: собирать с родителей деньги нельзя. Но на практике…
Реальная ситуация
Школы в России испытывают острый недостаток финансирования. Причин у этого несколько
- Не все необходимые затраты включаются в базовый норматив, на основании которого выделяются средства. Например, расходы на охрану предусматривают только охрану в ночное время, а заработная плата дневного охранника или установка «тревожной кнопки» в этот норматив не входит. Похоже обстоит дело с рабочими тетрадями по предметам. Школы не имеют права их закупать, так как это «издание разового пользования», то есть в библиотеку школы от ученика они не вернутся.
- Корректирующие территориальные коэффициенты, которые базируются на среднем уровне заработной платы в регионе и определяют стоимость коммунальных услуг и ремонтных работ, занижаются, чтобы продемонстрировать благополучие региона.
- Данные для расчета базового норматива устаревают еще до проведения расчетов из-за инфляции. К моменту введения нормативов цены на большую часть товаров и услуг, выше, чем на бумаге.
Пострадавшей стороной в этой ситуации все равно будут дети. Это им учиться в классах с облупившимися стенами, рисковать жизнью в неохраняемой школе и работать на устаревших компьютерах.
Выход из положения учителя и родители могут найти только вместе.
Как собрать средства на нужды школы по закону
Школа не может решить все проблемы своими силами. Однако есть способы помочь школе, не нарушая законов:
- сбор пожертвований под контролем попечительского совета или совета родителей;
- инициатива родительских комитетов. позволяющая собрать деньги на нужды класса (но не школы!).
О том, как обстоит дело со сбором средств в реальной жизни, рассказывают родители и учителя.
Наталья, мама сына-третьеклассника:
В нашем классе очень хороший родительский комитет. Если что-то нужно — тетради, подарки детям на праздники, моющие средства, мы сдаем деньги мамочке из комитета, она покупает все нужное и выкладывает чеки в родительский чат в WhatsApp. У нас еще ни разу не было проблем, чтобы кто-то был недоволен или не сдал. Суммы небольшие, и все идет на детей.
Марина, учитель одной из школ Омска:
Я не собираю деньги, нам это запрещено. Все вопросы поднимаем на родительских собраниях: если что-то нужно, родители сами кооперируются, сами покупают. Я никакого отношения к этим деньгам не имею, сбор не контролирую. Родители собирают и расходуют.
Елена, преподаватель гимназии, Омск:
Когда мы получали статус гимназии, нам был необходим хороший компьютерный класс. В бюджет это не закладывали —, школы у нас небогатые. Можно было года 2–3 подождать, тогда бы средства выделили. Но родители ждать не хотели, аттестат гимназии — это престижнее, чем аттестат обычной школы. Так что Родительский совет предложил собрать добровольные пожертвования. Информацию довели на собраниях и выложили на сайте школы. Родители, кто хотел, писали заявления и перечисляли деньги на расчетный счет. Собранных средств хватило на компьютеры и на принтер с запасом расходников. Проблем у нас не было, никто не жаловался.
Если педагоги и родители готовы работать вместе, можно решить любую проблему. Компромиссы, ориентированные на защиту детских интересов, при абсолютной прозрачности сбора и расходования денег дают детям шанс на полноценное и безопасное обучение.