Пять визуальных стратегий в помощь учителю в обучении детей с РАС
Какие технологии можно применять в школе уже сегодня, чтобы сделать обучение ребенка с расстройством аутичного спектра (РАС) более эффективным?
Люди с аутизмом сильны в обработке визуальной информации, говорят специалисты Федерального ресурсного центра по организации сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ. Поэтому при обучении таких детей необходимо использовать визуальные стратегии. Вот пять из них, которые может применить любой учитель.
Структурирование и зонирование пространства образовательной среды
Пространство класса можно разделить на несколько зон. Например, кроме учебной и игровой зон организовать пространство «круг» (стулья, расставленные по кругу по количеству учеников классе). Функция «круга» — настрой на учебную деятельность, беседы по темам урока, неформальное общение.
Визуальное расписание
Визуальное расписание — самый простой и эффективный способ помочь детям с РАС понять логику течения времени — что они должны сейчас делать, что будет потом, а что после этого. Это серия картинок или надписей, которые подсказывают, что нужно выполнить определенную последовательность действий. Визуальное расписание может быть составлено на весь день, на каждый урок, на отдельные задания и бытовые действия. Самый простой вариант визуального расписания состоит всего из двух пунктов: «сейчас» и «потом». Это тот вариант, с которого можно начать обучение ребенка использованию наглядного расписания.
Цветовая маркировка
Цветовая маркировка — это соотнесение определенного цвета с действием, понятием, явлением, местом, эмоцией. Визуальные сигналы, в частности, цвета, можно использовать для создания системы обучения для ребенка, помогая подобрать слова и понятия, развивать основные умения. В конечном итоге цель должна заключаться в стимулировании ребенка в разработке лучших навыков устного общения
Визуальные подходы для определения продолжительности деятельности
Таймеры, календари, жетонные системы, электронные приложения помогут ребенку визуально представить промежутки времени. Эта стратегия облегчает понимание длительности интервалов, структурирует представление ребенка о начале и конце той или иной деятельности. Может применяться как вместе с расписанием, так и изолированно.
Визуальные инструкции, планы и памятки
Визуальные инструкции — самый простой способ объяснить ребенку, чего от него хотят, куда ведут и что вообще происходит. Это могут быть картинки с подписями или просто надписи. В ходе выполнения учебных заданий детям с РАС также могут понадобиться дополнительные визуальные подсказки, заложенные в самих материалах для занятий. Например, цветные тарелки или контейнеры помогут понять, куда именно нужно класть предметы соответствующих цветов. Дополнительных подсказок может быть много и представлены они могут быть также разнообразно, например, в виде карточек с последовательностью действий, которые необходимо выполнить или карточек с надписью с правильным ответом на вопрос.
Материал подготовлен по материалам Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ