Письма с фронта
Урок мужества, посвященный 75-летию Великой Победы, для учащихся 10-16 лет
Магагина Елена Анатольевна, социальный педагог; Михалевская Нина Владимировна, заведующая библиотекой ГКУ Владимирской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Покровский детский дом»
Цели: воспитание у детей чувства любви и благодарности к защитникам Отечества, к Родине; чувства патриотизма, гуманизма, гордости за свой народ.
Задачи:
— ознакомить воспитанников с текстом фронтовых писем, записок, с предсмертными надписями на стенах Брестской крепости, их содержанием, оформлением;
— содействовать вовлечению воспитанников в поисковую, исследовательскую, познавательную, творческую деятельность; осознанному участию в ней, углублению знаний и понимания истории Отечества и мира, формированию чувства гордости и благодарности за героические подвиги нашего народа, ответственности за настоящее и будущее Родины;
— подвести учащихся к мысли написать самому письмо ветерану нашего города;
— воспитывать интерес к семейным традициям по сохранению личной переписки;
— оформить книжную выставку, посвящённую 75-й годовщине Великой Отечественной войны;
— обогатить речь учащихся; закрепить навыки речевого этикета, культуры выражения чувств.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи песен «День Победы» в исполнении Льва Лещенко на слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова; «В землянке» — музыка К. Листова, слова А. Суркова.
Подготовка к мероприятию:
1. Подбор материала к книжной выставке «Письма с фронта».
2. Подбор стихов, их разучивание воспитанниками и педагогами.
3. Знакомство с семьёй Кошелевой Флоры Алексеевны и письмами её отца с фронта.
4. Оформление презентации «Письма с фронта».
Библиотекарь: Давайте перенесёмся на 79 лет назад…
Спокойно трудился русский народ в городах и сёлах летом 1941 года. Сообщение советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину с быстротой молнии разнёсся по всему миру. Гнев и справедливое возмущение вызвало это известие у всего народа. Как-то в один миг оборвались все мечты и планы, и не было уже радости ни от пения птиц, ни от летнего тепла. В каждый дом пришло страшное слово «война»!
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
(Александр Твардовский)
Июнь 1941 года. У многих юношей и девушек, закончивших десять классов, был выпускной вечер. В первые дни войны им было по 17-20 лет. Из каждых ста ребят этого возраста, успевших уйти на фронт, 97 не вернулись назад. Вот она, война!
Социальный педагог: Война – это 1725 городов и поселков, свыше 70 тысяч сёл и деревень, разрушенных и сожжённых.
1 ученик: Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
2 ученик: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда.
3 ученик: Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4 ученик: Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы. Люди не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.
5 ученик: Война – это письма, которых ждали и боялись получать, это особая любовь к добру и жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, несбывшиеся надежды, невесты, не ставшие жёнами. Знали люди, что война – это пропасть, это гибель…
Библиотекарь: Но матери ждали, жёны, сёстры ждали своих фронтовиков. Ждали, надеялись и писали письма. Письма с фронта. Они шли не в конвертах, на них не клеили марок. Их складывали из любой оказавшейся под руками бумаги в треугольники и адрес писали прямо на них. Вот такие маленькие треугольники (показать фронтовое письмо). А с каким нетерпением ждали писем из дома солдаты на передовой, в госпитале и в землянке.
1 ученик: (достаёт письмо и читает вслух; звучит мелодия песни «В землянке»)
«Мой боец, тебе пишу я,
За тебя я гордости полна.
По родным полям идёт, бушуя,
Грозная жестокая война.
Чёрные покрыли землю пятна.
Это кровь врага. Земля в крови.
Враг, оскалясь, пятится обратно.
Опрокинь его и раздави!
Я пишу письмо тебе из тыла.
Чтоб твоя не дрогнула рука.
Чтоб тебя на подвиг вдохновила
Этой тёплой весточки строка.
Чтоб письмо героя обогрело,
Чтоб ты чувствовал, что я с тобой.
Чтобы шёл ты яростно и смело
В бой с врагом. В последний бой».
«ФРОНТОВОЙ ТРЕУГОЛЬНИК»
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас,
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
(Евгения Трутнёва)
Соц. педагог: Письма с фронта… Как дороги были они. Нам, живущим в эпоху электронных коммуникаций, трудно представить, что письма были единственным средством связи между теми, кто ушёл на фронт, и теми, кто остался в тылу.
1 ученик: Вот как писал домой уроженец Владимирской области Николай Батьков о том, как бойцы читают письма на фронте…
2 ученик: «Вы знаете, как здесь читаются письма? Здесь пьёшь каждую букву, не только слово, пьёшь, как человек, которого замучила жажда, припадает к источнику и не может от него оторваться…».
3 ученик: Вот как об этом сказано в стихотворении Сергея Михалкова «Письмо домой».
«ПИСЬМО ДОМОЙ»
Здесь, на войне, мы рады каждой строчке
И каждой весточке из милых нам краев.
Дошедших писем мятые листочки
Нам дороги особо в дни боев.
Они хранят тепло родного дома,
Сопутствуя бойцу в его судьбе.
О, чувство зависти! Как нам оно знакомо,
Когда письмо приходит не тебе.
О, письма из дому! Мы носим их с собою,
Они напоминают нам в бою:
Будь беспощаднее с врагом на поле боя,
Чтоб враг не истребил твою семью!..
(Сергей Михалков)
Соц. педагог: Матери, жёны, сёстры своими тёплыми, нежными посланиями из дома поддерживали родных в трудную минуту.
Библиотекарь: С первых дней войны была создана военно-полевая почта. Военные почтальоны хорошо понимали свою задачу. Одна из них, Мария Петровна Вилова, жительница Владимирской области, вспоминала…
Соц. педагог: «Доставляли письма по обстановке: на попутных машинах, на лошади, пеши, а в опасных местах переползали по-пластунски. Нами руководило патриотическое сознание – погибнуть, но сохранить мешок с письмами, зачастую под бомбёжками, разрывами снарядов».
Чтение стихотворения по ролям.
«ПОЧТАЛЬОНКА»
— Почтальонка, почтальонка,
Тяжела ль тебе сума?
— Тяжела моя сума.
Всё газеты да газеты,
Дотащу ли их сама…
— Почтальонка, почтальонка,
Далеко ль тебе тащить?
— Тяжела моя сума.
Всё журналы да журналы,
Стопудовые тома.
— Почтальонка, почтальонка.
Обошла ли все дома?
— Обошла я все дома,
Разнесла газеты-письма.
Тяжела моя сума.
— Почтальонка, почтальонка,
Ты снимай свою суму.
— Не могу снимать суму.
Там на донце похоронка –
Не могу читать, кому.
Похоронка, похоронка,
Серый камень на груди,
Стопудовый на груди.
Говорила баба Настя:
В почтальоны не ходи…
(Дмитрий Сухарев)
3 ученик: Да. Тяжело было почтальону во время войны принести похоронку в тот дом, откуда человек ушёл на фронт живой и невредимый, а теперь его не стало.
Соц. педагог: Разрывалось сердце почтальона, когда он видел измученных от горя и слёз людей, потерявших своих родных на фронтах Великой Отечественной войны. Вместе с людьми почтальон радовался, если весточка с фронта была радостная. И в зной, и в мороз, и в дождь, и в метель шёл почтальон по родной улице и вовремя доставлял письма адресатам.
Библиотекарь: Давайте, ребята, послушаем, прочитаем, что же было в тех письмах и предсмертных надписях на стенах казематов, тюрем, в которых находились замученные гестаповцами русские патриоты.
1. Письмо с фронта Героя Советского Союза Михаила Никифоровича Быкова к жене и дочери в город Покров Владимирской области
2. Надписи на стенах героев Брестской крепости
Соц. педагог: Оборона Брестской крепости в июне-июле 1941 года – это массовый подвиг советских воинов, принявших на себя удары в сотни раз превосходящих сил противника и ценой своей жизни задержавших наступление врага, вероломно напавшего на нашу Родину. При раскопках в развалинах крепости были обнаружены останки воинов, знамя, оружие, личные документы. На её каменных сводах, стенах, лестницах, найдено много надписей, сделанных её героическими защитниками.
2 ученик: «Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22 июня 1941 – 3.15 ч. Умрём, но не уйдём!»
3 ученик: «Умрём, но из крепости не уйдём!»
4 ученик: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20 июля 41 г.»
Библиотекарь: Давайте вспомним юношей и девушек города Краснодона, замученных немцами. В камерах, после изнурительных, жестоких допросов, они ещё находили силы написать записку своей кровью, нацарапать гвоздём на стенах тюремных камер свои прощальные слова.
3. Записка М.Г. Дымченко
1 ученик: «Дорогие сёстры! Вернуться домой надежды нет. Нас должны расстрелять, жаль детей. Берегите моих детей, так как они останутся без отца и матери. Я не теряю надежды и уверена, что их воспитает Советская власть, так же, как воспитала меня. Наши скоро вернутся. Мы будем бороться до конца… Хочется жить. Берегите себя. 14 января 1943 г. Мария».
4. Записка Любови Шевцовой
2 ученик: «Январь 1943. Здравствуйте, мамочка и Михайловна! Мамочка, вам уже известно, где я нахожусь… Прости меня за всё, может быть, я тебя вижу в последний раз, а отца уже наверно не увижу. Мама, передавайте привет тёте Маше и всем, всем… Не обижайся, с тем до свидания. Твоя дочурка Люба».
5. Надписи на стене камеры Л.Г. Шевцовой
3 ученик: «Прошу простить меня. Взяли навеки. Шевцова». (7 февраля 1943 г.)
«Прощай мама, твоя дочь Любка уходит в сырую землю». (Не позднее 9 февраля 1943 г.)
6. Надпись Ульяны Громовой
4 ученик:
«Прощайте, папа,
Прощайте, мама,
Прощайте, вся моя родня.
Прощай, мой брат любимый Еля,
Больше не увидишь ты меня.
Твои моторы во сне мне снятся.
Твой стан в глазах всегда стоит.
Мой брат любимый. Я погибаю,
Крепче стой за Родину свою.
До свидания.
С приветом, Громова Уля».
Библиотекарь: Надпись Ули Громовой, выцарапанную гвоздём на штукатурке, переписала со стены её подруга Вера Кротова сразу же после освобождения города Краснодона, 14 февраля 1943 года.
Подвиг героев молодогвардейцев стал символом преданности и любви к своей Родине, в годы тяжёлых испытаний.
5 ученик: Давайте прочтём несколько писем домой с фронта наших земляков, уроженцев Владимирской области.
7. Письмо Сидорова Петра Ивановича
«Письмо для дочек Эммочки, Аллочки и для сынка Вити.
Здравствуйте, мама Ксения и детки!
Ксенюшка, это письмо, как видите, я пишу деткам и посылаю в нём открытки для Эммочки, Аллочки и для Вити. Когда получишь письмо, прочитай им. Расскажи, что папа их часто и много раз на день вспоминает. …Эти открытки я шлю для них как весенний подарок с фронта…»
Капитан Сидоров Пётр Иванович, уроженец Муромского района Владимирской области, после войны остался на военной службе, после 1953 года работал инженером-экономистом.
Соц. педагог: Казалось бы, давно закончилась война, но письма с фронта приходят до сих пор. И когда мы читаем их, то невозможно не преклонить колени перед отвагой и мужеством тех, на чью долю выпало писать письма в пылающий адрес войны.
8. Письмо Клепикова Владимира Константиновича
Библиотекарь: Клепиков Владимир Константинович, уроженец Владимирской области, Гусь-Хрустального района, до войны работал председателем колхоза. С фронта своей жене писал очень трогательные, ласковые письма. Вот одно из них:
«22 июля 1943 г.
Мой милый, верный друг! Пишу я письмо тебе, моя дорогая крошка, и хочется крикнуть: «Привет! Привет! Тебе, моя дорогая! С пылающего адреса Отечественной войны! И самый пламенный фронтовой привет!»
Родные эти письма, дорогая,
Порой у сердца свято берегу.
Безбрежный гнев к врагу они рождают
И ненависть священную куют.
А сейчас поспевают хлеба на Украине и на Урале. А кто будет жать их, моя дорогая? Мы хотим жить! Мы хотим, чтобы жила Россия! Мы не хотим допустить, чтобы нами правил рыжий немецкий ефрейтор, чтобы над нашими сёстрами глумились немецкие изверги. За Зою Космодемьянскую – цельтесь, снайперы! За капитана Гастелло – огонь, артиллеристы! За маму, за бедную русскую Маму – вперёд, автоматчики! За Родину Мать! За жизнь дорогую, счастливую жизнь!!! Вперёд на запад, до Берлина!
Вот так, милёночек, хочется крикнуть тебе это, чтобы ты услыхала мысли и голос друга своего, верного друга твоего. Видишь, милёночек, какие письма я пишу тебе на старости лет. Жизнь в разлуке такова, что сам быстрее стареешь, а душа молодеет. Раньше не чувствовал такой полноты, такой широты, таких нежных чувств, как сейчас, к тебе, моя дорогая. То есть эти чувства, они были и раньше, но они там в гражданских условиях заглушались бытовыми заботами. Здесь-то, когда жизнь моя на волоске, когда каждый шаг, каждая минута граничат так близко от смерти, здесь делаешься совершенно беззаботным ко всем бытовым условиям. В голову не лезут никакие мысли, не хочется думать ни о чём, а в душе разгорается пламя нежного чувства к тебе, моя дорогая, и своему сыну. Здесь, в этой тяжёлой трудной обстановке ещё раз со всей наглядностью убеждаешься, что может быть на свете родней, милей и дороже своей собственной жизни – это любимая жена и единственный сын…
До скорого свидания. Твой Вовка».
Владимир Константинович Клепиков живой вернулся домой с фронта. После войны работал заместителем директора на заводе Гусь-Хрустального района Владимирской области.
9. Письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги
Библиотекарь: Это письмо написала 15-летняя девочка, которая попала в рабство к немцу во времена Великой Отечественной войны. Девочка решила покончить с собой и перед этим написала письмо своему отцу на фронт.
Социальный педагог: Март, 12, Лиозно, 1943 год.
«Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернёшься, маму не ищи. Её расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил её плёткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот…
1 ученик: Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идёт кровь – у меня отбили лёгкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днём рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню…
2 ученик: А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, – и солёные слёзы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
3 ученик: Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю бельё, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», – сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
4 ученик: Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плёткой по голове и спине. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
5 ученик: Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасёт меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!.. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина… Моё сердце верит: письмо дойдёт».
Библиотекарь: Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький жёлтый конверт, прошитый нитками. В нём оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведённая до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №… Сусанину Петру».
Соц. педагог: На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тётенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на верёвке».
Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в «Комсомольской правде» 27 мая 1944 года.
Библиотекарь: Министерством обороны Российской Федерации ведётся активная работа по сбору и обработке данных об участниках Великой Отечественной войны для размещения в историко-мемориальном комплексе «Дорога памяти» главного храма Вооружённых Сил РФ. С этой целью организован сбор писем фронтовиков Великой Отечественной войны для размещения их электронных копий в историко-мемориальном комплексе «Дорога памяти».
В рамках этой программы и на основании письма департамента образования нашей области мы организовали поиск семейных писем с фронта за период 1942-1945 годов среди сотрудников детского дома. Оказалось, что у одной из наших коллег мама вот уже 77 лет хранит фронтовые письма – открытки своего отца. Эта удивительная женщина, любимая мама, бабушка Флора Алексеевна Кошелева живёт в нашем городе Покров. Ей было всего три года, когда отец ушёл на фронт. Совсем немного он прислал для своей дочери писем. Они уже пожелтели от давности лет и от того, сколько раз их держали в руках и перечитывали снова и снова. Но как приятно и трепетно держать в руках эти открытки, написанные в 1942 году, нам, живущим в мирное время, в 21 веке.
Давайте прочитаем их, соприкоснёмся с реликвией давности.
10. Письма Алексея Дмитриевича Смирникова своей дочери Флоре
11. Письмо с фронта (1942 г.) Смирникова Николая Дмитриевича своим родителям
Николай погиб в 1943 году в битве за Сталинград. Приходила похоронка.
Библиотекарь: Эти письма дороги нам, они рассказывают о чувствах людей, переживших и переживающих эту войну. И сколько бы ни прошло лет, память об этом мы сохраним навсегда.
«ПИСЬМО ПАПЕ НА ФРОНТ»
(Елена Благинина)
1 ученик:
Здравствуй, папка!
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился –
До чего ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеётся,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Я, конечно, одолел в борьбе.
А потом принёс те два осколка,
Что нашёл недавно у ворот,
И сказал тебе: «А скоро ёлка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
2 ученик:
Я сказал да тут же и проснулся,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулся,
В удивленье поглядел на тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…
3 ученик:
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
4 ученик:
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днём и ночью был весёлый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от радости…
Твой сын.
Соц. педагог: Художник Александр Лактионов написал картину «Письма с фронта». В семью пришло письмо с фронта. Возможно от отца, сына или брата. Лица у всех светлые, радостные. Все улыбаются. Значит и весточка пришла долгожданная. Хорошая.
Библиотекарь: Письма в холодном окопе согревали бойцов, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме.
1 ученик: Наше поколение должно помнить всех, кто сражался в битве с фашистскими захватчиками.
3 ученик: Память – не только нескончаемая дань павшим, она нужна нам, живым, чтобы твёрдо выстоять в любых испытаниях.
Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас, храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!
Библиотекарь: Четыре долгих года продолжалась эта суровая, кровопролитная война. Сколько самоотверженной стойкости, повседневного героизма стоит за словом «ПОБЕДА», какой дорогой ценой она досталась нашей стране – 20 миллионов, 39 миллионов, 40 миллионов… – никто не сможет подсчитать эту страшную цифру. В наших сердцах всегда будет жить память о тех, кто отдал свои жизни во имя будущего. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за нашу Родину Россию. И эту память мы передаём будущему поколению.
А сейчас давайте почтим их память минутой молчания.
Под звуки метронома объявляется минута молчания.
Всем спасибо!
ПИСЬМА ВЕТЕРАНАМ
Литература:
- Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов против немецко-фашистских захватчиков. (1941-1945). – М.: Политиздат, 1966.
- Письма Героя Советского Союза Быкова И.Н.
- Война и победа. – М.: Молодая гвардия, 1976.
- Хроника чувств. Возвращение: 1941-1945 гг.: Документы из фонда Государственного архива Владимирской области / Владимир: 2-изд., испр. – 2016.